Предлагаю обзор ранее изданных и приобретенных мною книг о флоте, или по тематике близкой к флоту. Понимаю странность в названии рубрики - если я купил книгу, то она должна подходить под категорию "рекомендуемая .... " и стоять на полке. Но это не совсем так. Книги часто выполняют не только информационную, но и коллекционную функцию. Есть книги, которые вроде как и интересны, но и без них можно обойтись, но она входит в какую-то серию или коллекцию и вам хочется ее иметь. Это если вы понимаете, что такое "книжная коллекция" или домашняя библиотека. Но у каждого человека разные взгляды, разные "книжные полки", и разные требования и принципы ее комплектации.
Покупка книг сейчас дело дорогостоящее, тем более если можно найти в интернете электронную версию. Но привычка есть привычка. И для чтения для души - использую только бумажные... . Кстати у этой рубрики есть еще обоснование - представляю книги, которые купил относительно давно, и в другой раздел "Новинки" они не попадают, но есть потребность поделиться о них впечатлением, так как не сразу удается новую книжку прочитать, но в любом случае очередь дойдет до каждой. Эта книжка примерно из данной категории.
Сегодня на обзоре книга, которая вышла года три назад, вероятно большинство наших читателей ее оценили. Книга издательства "Питер", чем то по качеству напоминает книги издательства "Вече", но качество бумаги все же получше. Выходные данные: Самченко, С. "Русская Арктика: лед, кровь и пламя. - СПб.: Питер, 2020.- 352 с. Приобрел книгу совершенно случайно, заинтересовавшись обложкой, а также помня, что предыдущая книга Светланы Самченко ("По главному фарватеру эпохи") была неплохой. И вот, увидев эту книгу в одном известном интернет-магазине на букву "Л", решил заказать и купить. Тираж книги традиционно большой для этой серии - 2000 экз., да и серийное оформление притягивает взгляд. Книга выходит в серии "РАЗВЕДОПРОС", и предисловие к ней написал всем известный Дмитрий Пучков Goblin. Дополнительные причинами покупки книги стали: желание "освежить" свои знания по освоению Русской Арктики; "собрать" коллекцию книг из этой серии - они в целом понравились; и где то рекомендация Пучкова-Гоблина, но это не точно.
В целом все так и получилось, а главное - данные по теме освежил, правда ничего кардинально нового не узнал. Книга в целом не плохая, стиль очень доступный, но мне показалось из историко-фактологического контекста автор перешел больше к эмоционально-историческому, красочно представляя события. Но это не плохо! Содержание книги, которое кажется вполне понятным и очевидным, сначала показалось слишком пафосным - дойдя до третьей главы, я все думал, причем здесь кровь и пламя. По содержанию: 7 глав, где почти каждая посвящена одной истории, или вернее истории одного судна: "Св.Фока" и Г.Седов; Макаров и его "Ермак"; Земля Санникова, "Заря", Толль; "Литке" - первые четыре главы, с ними всё ясно. Конкретная тема, конкретные исторические персонажи.
Следующие три главы не менее интересны, но они "опосредованно" как мне показалось, связаны с Арктикой - так как описывают события Великой Отечественной войны на Севере. Казалось бы как же без этого, но дело в том что здесь уже сама "Арктика" перестает быть как бы "главным героем", "главным противником", "главным действующим" лицом - здесь Арктика - это уже условия обстановки, в которых советские моряки мужество и героизм. Даже по объему складывается впечатление, что три главы с отведенными им 50 страницах как бы дополнение, "дописка" до требуемого объема, поэтому и вставили гибель "Бриллианта", а почему не "Тумана"? или гибель "Меридиана"? Или проход лидера и двух эсминцев с Дальнего Востока на Северный флот? По сути про одного "Литке" написано больше чем про "Бриллиант", "М.Раскову", "А.Сибирякова" и "Сокрушительный". Почему так? Автору виднее.
И в целом не удивительно, что треть книги посвящена ледоколу "Ермак" и его создателю - С.О.Макарову, с особой тщательностью представлено с каким "самопожертвованием" и "самоотдачей" Морское ведомство России в тот период боролось с возможностью построить, а потом с использованием по назначению этого замечательного корабля. Но, как говорится - суд истории все расставил по своим местам. Но даже с такой неравномерностью книга полезна, и полезна особенно молодому поколению, мне она показалась не особо "глубокой" и познавательной, поскольку большинство эпизодов и деталей представленных историй мне уже давно были знакомы по советским книгам, прочитанным в детстве. Но и в этом случае никогда не мешает освежить то что знал и то что помнишь. В тоже время для молодежи, которая интересуется историей нашей страны, нашей Арктики - очень полезная книга, которая способна проявить заинтересованность и вызвать познавательный интерес к дальнейшему изучению вопроса.
Особый интерес вызвала история уничтожения "Ермака" как корабля и памятника, и что "радует" - грустно конечно, что этот тот редкий случай, когда известны авторы подобных решений, которые в начале 60-х годов лишили страну знаменитого ледокола. Не спорю тогда были проблемы, но и были достижения, и уж найти средства для музеефикации ледокола тоже смогли бы - "Ангара" сохранилась, "Красин" сохранили (чудом), могли бы и "Ермак" сохранить. Где теперь эти люди? что он них доброго помнят? И что осталось от их успехов - но решение было принято. Жаль. С удивлением узнал, что где-то "далеко-далеко" на Севере, (, в районе Мурманска еще в 2013 году, десять лет назад, вроде как, находился мертвый остов крупного корабля, и этот лежащий в 30 м от берега ржавый судовой набор - то что осталось от "Ермака". Если кто из читателей был или живет в Мурманске - поясните, так ли это.
Не менее интересна история поиска Земли Санникова, и здесь для себя наткнулся на "открытие" - как пишет автор, на траверзе о.Котельного, точно пе меридиану, ведущему к полюсу, на пересечении с 79-параллелью на дне есть очень "развесистая" мель. И как говорят специалисты образовалась она 100-130 лет назад, а состоит из твердого каменистого грунта с вулканическими отложениями. И обозначена она теперь как банка Санникова. Вот и думай после этого насколько фантастика В.Обручева является фантастикой!
Раздел про ледорез "Литке" прочёл с особым интересом, по сути это корабль - ровесник "Ермака" и не менее знаменит и велик, сам по себе. Но традиционно, еще с советских времен его как то обходили стороной. Может потом что его купили у Канады в годы Первой Мировой, а не строили по заказу? Не знаю, но парадокс определенный был - в советской литературе про покорение Арктики, про челюскинцев, папанинцев, дрейф "Седова" и т.д. часто упоминали про "Ф.Литке", но отдельных книг про него не встречал. Это уже позже, в 90-е и далее и этому замечательному кораблю уделили внимание отечественные историки и исследователи флота. Кстати, кому интересно, про одну такую книгу из серии "Портрет корабля" я на канале делал обзор - можете поискать в разделе "Новинки", а если не хотите - не ищите, все равно уже не купите. Особый интерес представлял действия "Литке" в качестве ледокола "Канада" - в очередной раз вспомнил удивительную книгу детства "Восстание на Св.Анне", где впервые для себя встретил упоминание ледокола "Канада", что интересно -потом долгое время так и не мог уточнить, что это за судно. И вот- открытие.
А с каким "юмором" автор подчеркивает ошибочность некоторых решений, например, у экипажа яхты "Ярославна", которая ушла вместе с "Мининым" из Архангельска. Кстати, в книге про "Св.Анну" этот момент также описан, как вы помните, на ледокол "Минин" перегрузили весь уголь с "Ярославны", а ее бросили. "...Вынужденная растягивать жалкие остатки топлива на обогрев единственного жилого кубрика, "Ярославна" очень быстро пересмотрела свои политические позиции. Видите ли, читатель, иногда приполярная пурга и по три сухаря в день на брата очень способствуют развитию левых взглядов в экипаже". Или случай с бежавшим ледоколом "Соловей Будимирович": "команда "Соловья" находилась уже в крайней степени истощения, кое-кто даже гангрену от обморожения нажить успел. И снова голод и холод успешно поспособствовали смене политических взглядов у экипажа и пассажиров"... Вообщем, надо читать.
В целом книга мне понравилась своим стилем, своей легкостью. Автор действительно не плохой журналист, ему удалось достаточно ярко представить события столетней давности. Пересказывать книгу не буду, не благодарное это дело, и утомительное - лучше сами прочитайте. Исторического материала много, но будьте готовы, что вам кое что будет знакомо, но уверен, вы найдете и новинки. В итоге - получил удовольствие от прочтения этой книги, спасибо автору за хорошую работу. Нельзя не отметить наличие послесловия. Автор со своей гражданской позицией не могла закончить книгу на событиях Великой Отечественной, она сделала шаг вперед и представила новый ледокол, который может продолжить славные традиции своих предшественников. Конкретику - ищите в книге.
По оформлению - формат 60х90/16 (примерно А5), удобный, стандартный формат обычной книги. Причем книга не толстая, но имеет более чем 20 мм поля со всех сторон текста? Читать конечно интересно, но лучше бы шрифт увеличили, или наоборот уменьшили и сделали книгу потоньше. Текста много, это настоящая книга. А вот иллюстраций не много, с этим как то бедненько. И вообще системы в подборе картинок нет. Например, почему есть Э.Толль, но нет Г.Седова и С.Макарова. Есть С.Ю.Витте времен Портсмутского мира, но нет Папанина, Шмидта, Бадигина, Воронина. Есть немцы на фоне тонущего "Сибирякова", но нет самого фото самого "Сибирякова", который прославил свое имя в истории освоения Арктики в предвоенные годы. Ну да ладно, пускай придираюсь. Цветная обложка привлекает внимание, твердый крепкий солидный переплет, четкая печать и хорошая бумага (не белая, серая, но довольно плотная). Итак, заканчиваю.
Делая вывод можно сказать, что книга интересная, поучительная. Но мне она показалась какой то "незавершенной" - по моему мнению не надо было "переходить" действия боевых кораблей ("Бриллиант", "Сокрушительный"), следовало более детально раскрыть чем занимались советские ледоколы в годы войны. Хотя понимаю, это меняет концепцию книги - как я уже говорил: одна глава - одна история корабля. Кстати в первой книге С.Самченко, о которой я уже говорил, концепция была именно такой. Видимо автор попробовал продолжить, но тема оказалась специфической.
Можно сказать, что книга добротная, читается легко, увлекательно, даже трагичные моменты представляются без лишнего пафоса. Если у читателей канала есть вопросы по книге - могу ответить. Если есть вопросы по другим, конкретным изданиям на военно-морскую тему, и вас интересует мое мнение - высказывайте пожелания какую книгу из ранее изданных вы хотите обсудить, подготовим обзор. Спасибо!
Итоговый вывод: Рекомендую к приобретению, если вам интересно тема Русской Арктики, и вы только в начале изучения данной темы, рекомендую молодежи, но если вы давно интересуетесь флотом, думаю ничего нового вы не найдете. Но не заставляю покупать ее, вам решать, можете и файл найти.
Кстати, я не пожалел, что купил.