В новых российских регионах частично уничтожены архивы нотариальных и судебных дел, а также учебные списки и реестры личных данных. Из-за этого не все жители ДНР, ЛНР, Херсона и Запорожья могут получить положенные льготы, доказать право собственности, оформить аттестат или продолжить судебный процесс. Об этом «Известиям» рассказали представители этих субъектов. К примеру, в Запорожье местным властям приходится восстанавливать утраченные базы, обходя дома и квартиры. Пока проблему комплексно решить не удается, однако в некоторых регионах рассчитывают восстановить материалы до конца 2026 года.
Подлежит восстановлению
Жители четырех новых субъектов России периодически сталкиваются с задержкой выплат, невозможностью подтвердить право собственности или продолжить судебный процесс из-за утраты значительной части госархивов. Многие из них пострадали в ходе боевых действий, были вывезены и переведены в цифровой формат для хранения на украинских базах или вовсе уничтожены, рассказал «Известиям» врио главы ЛНР Леонид Пасечник.
— Ведомства республики ведут работы по инвентаризации архивов. Естественно, эта проблема сказывается на жизни обычных людей. У граждан систематически возникают сложности не только с подтверждением права собственности на недвижимое имущество, но и с другими вопросами, например такими, как восстановление утраченного свидетельства о рождении, — сказал Леонид Пасечник.
В Запорожской области также уничтожена значительная часть реестров в электронном и бумажном виде, заблокирован доступ к базам данных нотариусов, бюро технической инвентаризации и прочих органов, рассказал «Известиям» член местной администрации, председатель движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Впервые, по его словам, запорожские власти столкнулись с этой проблемой, когда оформляли выплаты по 10 тыс. рублей, которые положены инвалидам: для их получения гражданам нужно состоять на учете в управлении труда и социальной защиты населения городских и районных администраций. Также он рассказал о людях, которые не могут оформить прописку.
— Бывали случаи, когда человек подал документы на регистрацию места жительства или получение нового паспорта буквально за день-два до начала специальной военной операции. И эти люди вообще оказались без документов, — пояснил он.
По его словам, некоторые местные чиновники при этом требуют справки, за которыми люди, например, вынуждены ехать в город Запорожье или в Киев. Дистанционно такие бумаги не выдают, добавил Владимир Рогов.
В Херсонской области большая часть данных также уничтожена или находится в закрытых украинских базах, рассказал «Известиям» депутат Госдумы, секретарь херсонского отделения «Единой России» Игорь Кастюкевич. Местные власти ведут работу по их восстановлению и верифицируют граждан, но вопросов остается еще очень много: среди них нотариат, реестры людей с инвалидностью, пенсионеров, акты гражданского состояния. «В разных случаях жители не могут подтвердить трудовой стаж или прописку. Для того чтобы, например, поменять свидетельство о рождении ребенка, приходится ждать больше месяца, потому что херсонские ЗАГСы делают запрос в Крым», — пояснил Игорь Кастюкевич.Кроме того, на Херсонщине уничтожено много информации, связанной с образованием: руководители школ увозили личные дела учеников, которые не смогли впоследствии оформить аттестаты, рассказали «Известиям» в Общественной палате РФ. Сложности есть и в судебной сфере.— Представим себе судебные архивы, многим нужно восстановить свое честное имя. В новых регионах люди имеют судимости за свою пророссийскую позицию по каким-то совершенно левым статьям Уголовного кодекса Украины. И сейчас они, по сути, поражены в правах. Они должны показать, объяснить, что с ними происходило, за что их судили, а дела нет, данные отсутствуют, — сказал первый замглавы комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
Материалы, касающиеся социально значимых вопросов — списки людей с инвалидностью, одиноких родителей, — украинская сторона вывезла на неподконтрольную территорию, сказала начальник главного государственного управления документационного обеспечения и архивного дела ДНР Ирина Костенко. По ее словам, из-за этого увеличивается срок исполнения запросов. Кроме того, возможны потери исторических сведений: в ДНР насчитывалось около 2 млн документов с начала XVIII века, их наличие сейчас проверяют.
Пути решения
Если в ЛНР пытаются решить проблему созданием специальных нормативно-правовых актов, которые зафиксируют порядок действий граждан в случае утраты их документов, то в Запорожье члены администрации и общественники физически обходят «тысячи квартир и домов». Выясняют, где находятся одинокие пожилые люди, которым требуются продукты и лекарства, а также многодетные семьи, беременные женщины и другие граждане, нуждающиеся в социальной защите.
Власти ДНР также прикладывают усилия для восстановления баз данных, сказала Ирина Костенко. Впрочем, решение одной из главных проблем с документами в регионе уже почти найдено. Начальник госуправления архивного дела рассказала, что ряд предприятий после закрытия оставляли «брошенные документы» — эти материалы находятся в помещениях негосударственной формы собственности. Закон запрещает проникать «к частникам» и изымать документы, к примеру зарплатные ведомости и бумаги, подтверждающие трудовой стаж.
— Но мы инициировали предложение, которое позволит создавать главе администрации муниципалитета комиссии, которые могли бы вскрывать частные помещения, забирать документы, приводить в порядок и выдавать справки гражданам по месту нахождения документов. Нас поддерживает руководство республики, документ уже на финальной стадии согласования, — сказала Ирина Костенко.
Власти ЛНР и Запорожья рассчитывают, что проблему удастся решить до 2026 года — конца переходного периода интеграции новых регионов с «большой Россией». Однако пока во многих случаях приходится буквально опираться «на слова родных, близких и соседей, которые подтверждают личность человека и место его проживания для определения прописки и проведения других процедур». Общественники, в свою очередь, призывают привлечь к решению проблемы компетентных специалистов и исключить «формалистский» подход к выдаче новых документов гражданам.