В прошлый раз мы посетовали, что народ нынче не столь религиозен, как некоторым хотелось бы.
Но для начала давайте уточним, кто же такой этот самый народ.
Для определенности возьмем круг из 20 человек. Один(одна) из них будут религиозен в той или иной мере. Но народ ли это? Нет: народ это не тот один "чудак", а остальные 19.
То есть народ — это подавляющее большинство людей, той части, которой в обычных обстоятельствах нет никакого дела ни до чего, кроме своего повседневного быта.
Теперь, когда мы точно понимает, что такое народ, и больше не связываем его с отдельными любителями духовного просветления, которые идут в религию сами, давайте подумаем снова. Так почему же народ перестал быть религиозен?
Ответить на такой вопрос представляется делом довольно простым. Но надо ставить вопрос приземлённо: отчего это в стародавние времена народ не мог обойтись без церкви?
Так вот оказывается, что всё дело всего лишь в том, что церковь была важным институтом общественной жизни. Может ли в наши времена некто религиозный (например, христианин) не зависеть от государства?
Разумеется, нет.
На всякий случай напомним что такое «государство». Здесь это слово употребляется не в смысле «страны», а в смысле огранизации, огромной. распределённой и более ли менее слаженной, руководящей жизнью населения той или иной страны.
Так вот, может ли кто-то, по своему желанию, не нарушая закон, хотя бы чисто теоретически, родится, вырасти и умереть в лоне своей церкви, а не навязчивых гос. «услуг»? Едва ли.
Но в прежние времена, когда народ был поголовно религиозен, оно было как раз наоборот: государство не значило для людей почти ничего, а церковь значила всё.
Любой важный шаг человека включал общение с представителями Бога. Но как такое возможно? Зачем вообще туда ходить, обращаться, если вам не нравится весь этот «церковный антураж»?
Что ж! Попробуем перечислить, поверхностно и без углубления в тему. Ну а а читатели нас поправят или дополнят в комментариях.
Рождение
При рождении человек получал имя в церкви, по именинам, в честь тех или иных святых, с которыми был связан день рождения. Итак, чтобы кто-то мог иметь какие-то признаки человека, начиная с имени, его должны были принести в церковь, провести обряд крещения, зарегистрировать и закрепить имя. Государство в этом никак не участвовало. В крайнем случае, жаждущее сведений о численности народа государство, само собирало через церковь.
Младенчество, повседневная жизнь
Затем дети, до того, как будут способны полноценно работать (лет с 4-5), росли в атмосфере т.н. «религиозных предрассудков».
Христианин, в отличие от любителя православия наших дней, молится 5 раз в день. Когда просыпается, три раза при приеме пищи и один раз на сон грядущий. Дети видят это и участвуют с пелёнок. Конечно же, это должно производить какое-то впечатление на подрастающий организм.
Сейчас же дети формируются как личности в т.н. «детских садах», государственных учреждениях, где их них воспитывают пригодных для жизни в государстве единиц. Там они учатся вырезать круг из картонного квадрата, ходить строем в столовую и т.п. необходимые вещи. Приходя домой смотрят мультики..
Постоянно кого-то крестят.
Большинство детей, из народа, к 4 летнему возрасту уже работали. Именно поэтому, получить в жены «разведёнку с прицепом» из 10+ детей, например в той же Америке «ковбойских времён», считалось невероятной удачей. Это +10 почти бесплатных работников, +10 источников «пенсии» (помимо снятия банковских процентов).
Конечно же, в таких условиях, детей становилось много. Соответственно, даже самый безбожник был вынужден сходить в церковь минимум 5-10 раз, хотя бы для того, чтобы бы каждого покрестить (зарегистрировать).
Ныне дети считаются (и являются по факту) серьезной статьёй расхода. И уж точно не дохода. Поэтому у народа детей или нет, или мало. В связи с этим даже если кто-то (непонятно зачем, ведь все равно надо будет идти в ЗАГС) решит их покрестить, то это в среднем, +1 .. +2 похода в церковь.
Учёба, досуг и прочие виды коррекции сознания.
Подросшего ребёнка нужно куда-то определить учиться. Раньше, для начального образования широких масс существовали церковно-приходские школы. Трудно не ознакомится поближе с богом, церковью, символом веры и заповедями, если пару-тройку лет провел в церковной школе.
Церковно-приходская школа была не всегда и не везде. Но, в любом случае, каждое воскресенье, праздник, по вечерам (в связи с практически ежедневными церковными датами), прихожане, в том числе и дети, слушали и воспринимали мир, события религиозные, прошлые, нынешние и грядущие через трактовку местного священника. Разумеется, «старались» не все. Отсюда поговорка «каков поп, таков и приход». Но в любом случае это было.
Ныне детей отправляют «в первый класс» государственного учреждения. Дежурные цветы учительнице (сменившей воспитательницу) «на линейке». И потом кропотливая, ежедневная доза науки в духе атеизма. Дома уроки, телевизор, комп, или раньше еще была песочница во дворе. Безусловно, это не плохо. Но надо понимать, что никакой церкви и религии у ребенка и подростка, сейчас, в норме, быть не может.
Хвори, болезни, наркоз
В средние века церковь была одним из основных держателей и поставщиков наркотических средств. Особо сильные наркотики позволяли производить церковным лекарям хирургические операции (ампутации и т.п.).
науч. ред.: легкие наркотики (опиум) шли на ладан (и при добавлении в вино). Но это было не везде, и не всегда, а лишь до середины 19-го века, поэтому едва ли имеет отношение к проблеме; упомянуто в качестве курьёза. Нынешний ладан конечно является психоактивным веществом, но уже совсем не в такой мере.
Тем не менее, пункты первой помощи (для широких масс народа), а также различные «больницы» (если где-то и были), то были в ведении церковной организации.
Праздники
В течении года, почти все праздники, которые происходили, были так или иначе связаны с церковью. Поэтому как при коммунистах целый год люди символически переживали бесконечные коммунистические события, в старые времена, каждый день человека был связан с тем или иным религиозным моментом. Для тех детей, родители которых не влачивших нищее существование, было, к тому же, очень важная дата Рождества. С которым, по существу, и начинался новый год.
Ныне же у нас есть... коммунистическое 23 февраля, коммунистическое 8 марта, социалистический день труда 1 мая, день победы интернационал-социализма над национал-социализмом 9 мая, день советской космонавтики 12 апреля, и 4 ноября, пришедшее на смену коммунистическому 7 ноября… Когда доходит до Рождества, которое хотя и празднуют 25-го декабря по юлианскому календарю, но по государственному, общественному -- это 7-ое января. Люди честно говоря, немножко путаются; да и основные празднования, как бы давно позади.
Что оставляет ощущение некой несерьезности события.
Десятина и прочие поборы
Жизнь человека состояла не только из крещения, воскресных походов в церковь, религиозной атрибутики, почти ежедневных религиозных дат и праздников, но... и того, за счёт чего, собственно, церковная организация могла безбедно существовать. То есть из выплат в церковный «бюджет» определенных взносов.
Считалось, что максимальный побор это 10% от его дохода, т.н. «десятина». Где-то сбор платил сам прихожанин, где-то собирал церковный чиновник в добровольно-принудительном порядке, где-то выплачивались в виде церковного налога, через государство.
До 10%! Многовато! Что и говорить: сумма не маленькая. Но ныне, думая о налогах, гражданин вспоминает лишь подоходный (13%). Однако, на самом деле, с его (белой) зарплаты в пользу государства удерживается не 13, а примерно 44%. О чём гражданин редко задумывается.
Между тем, при царе поборов с населения, можно сказать, почти не было (государство как-то обходилось рентой на добычу ресурсов). И уж точно никто не брал 20% «НДС» с каждой покупки.
Инфляции не существовало, т.к. денежная масса накапливалась слабее, чем объём сделок. Поэтому не было и т.н., «инфляционного налога». Таким образом, присутствовала медленная дефляция, то есть медленное снижение цен.
Выплата небольшого церковного побора, было не сильно тяжелой жертвой. Но жертва такая, тем не менее, была. От того-то, ко всему прочему, церковь присутствовала в жизни народа более внятно, чем как смутный образ.
* Ныне, даже в христианских странах (к которой наша страна не относится и вы понимаете теперь почему) церковный налог редко доходит даже до 2%. Но, в нашей стране, даже если бы он доходил до 22%, никто бы о нём попросту бы не знал, т.к. у нас принято удерживать с зарплаты половину тихо, без ненужных разговоров.
Свадьба, брак, развод (?)
Рано или поздно (чаще — рано), пара вступала в брак.
Как читатель уже догадывается, и в этом случае государство не имело к этому событию никакого отношения. Не только церемония, но и «регистрация» проводилась «через» церковь. Процесс развода был настолько труден и тернист, что проще было перетерпеть/помирится. Но, в любом случае, этим занималась так же церковь: на практике, такой развод касался лишь вдов/вдовцов.
В наше время брак заключается чаще с подачи дам. С одной стороны женщины любят всякие картины (видео и т.д.), где показаны красивые наряды и всякие замечательные церемонии. Теперь, насмотревшись, женщины хотят «так же». Но вот брачная церемония уж позади, и.. замужество постепенно становится не нужным. Потому что рожать экономически невыгодно, а острота чувств давно ушла. Посему в 70% случаев, в первые же три года современного «брака» происходит развод.
Производимый, разумеется, так же, через ЗАГС. Если же дети случайно (или планово) появляются, то это, опять же, вопрос чисто государственный: без регистрации всего и вся невозможно получить необходимые от государства субсидии.
Маловероятно, что для широких масс народа, живущих на железо-бетонных просторах городов, в деле брака, рождения детей, а тем более, разводах. каким-то образом нужна церковь.
Разве что, как опция для «стилистики свадьбы». Просто дополнительные расходы, на любителя.
Погребение
Как известно жизнь — затяжная и смертельная болезнь. Ндя. Тема тяжелая и малоприятная. Но рано или поздно пока отправляться на тот свет.
Сейчас в этом деле главные у нас - участковый и врач. Потом морг. Помогут разнообразные ритуальные агентства. Люди «копят на чёрный день» не без оснований. «Удовольствие» не очень дешёвое.
Кроме того, в связи с поголовным материализмом людей, странных, сложившихся при коммунистах традициям, к могилке практически необходимы «оградки» и прочие «навороты». Не нужные в старые времена, когда кладбище было исключительно церковной территорией.
В религиозные времена, вся «услуга под ключ» (точнее, под крест..) выполнялась церковью. Лишь в тяжелых случаях, по жалобе или явных насильственных обстоятельствах, в дело вмешивались представители закона. Сие горе было целиком на семье; а разделяло его с ней лишь церковь.
Похороны (если не требовалась позолоченная мраморная скульптура в стиле барокко или гранитный склеп), не были по деньгам «тяжелой статьей расхода»; а сводились к понятной при таких грустных обстоятельствах скорби.
Церковь современного человека
Итак, ещё сравнительно недавно, государство практически отсутствовало в жизни человека, с момента его рождения, до погребения. Но в той же мере, в которой нынешний человек зависит от государства, в старые, религиозные времена он зависел от церкви. Как видите, в ту эпоху у народа просто не было никаких шансов быть атеистами.
Первое ослабление религиозности произошло в XIX веке, с усилением государства. Появляются паспорта, народные школы, налоги, гос. стандарты, усиливается призыв на военную службу.. Появляется и усиливает свое значение министерство внутренних дел. Церковь интегрируется в государство, становится его «филиалом».
Люди постепенно начинают считать церковь нелепым дополнением государственной машины, досадным пережитком, обслуживающим интересы государства: социалисты вовсю вещали, что она не нужна и с её ликвидацией (отделением от государства), люди станут свободными.
Но, вместо свободы, все церковные (а также остальные) функции взяло на себя государство; церковь же осталась уделом… отдельных любителей.
Таким образом, истинной церковью современного человека является государство; А всё прочее — лишь опция по вкусу. Нынешний псевдо-верующий рождается, воспитывается, учится, женится, болеет, умирает.. В государстве.
Вечером, вместо проповеди он может посмотреть шоу Соловьева или «Кэмеди-Клаб», а вместо молитвы перед едой читает состав потребляемых продуктов, дабы туда не закралась какая-то Е-шка. Вот и всё. Поэтому нам надо удивляться не тому, что народ не религиозен, а тому, что церковь до сих пор сохраняет хоть какое-то минимальное влияние на умы.
Так как же «одухотворить» народ?
Внимание! Коллектив редакции dzen.ru/mediu не замечен в любви в церковной жизни. Статья носит научно-исследовательский характер.
Для полного «одухотворения народа» в наше время не может быть разумных вариантов. Потому что, в целом, народ поддержал перевод жизни на светские рельсы и навряд ли стоит заставлять его «одухотворятся».
Однако, для того, чтобы религиозные организации перестали быть чистой косплей-фирмой своеобразных аниматоров, им необходимо вернуть две её базовые функции:
- Регистрация рождения и брака (помимо естественно обрядовой части)
- Похоронная деятельность (полный «цикл», от освидетельствования до ухода за кладбищами)
(Прим.: 1) Для любителей светского образа жизни остаются государственные службы. 2) Необходимое взаимодействие с гос. органами осуществляет при этом сама церковь.)
Это позволит привлечь в религию гораздо больше людей, чем сейчас и положительно повлиять на широкие массы. Сделав народ чуть добрее: за счёт появления в их жизни доли христианской морали.
На этом мы завершим наше небольшое расследование. Спасибо за внимание.
Если публикация показалась вам интересной, можно нужно:
1) подписаться. 2) оставить каменты. 🫡