В прошлых заметках мы познакомились с идей Китая вместе с Великобританией подзаработать на совместной модернизацией Т-54/Тип59 разбросанных по миру. Была упомянута только замена орудия и установка современной Системы Управления Огня. Модернизацией от британцев заинтересовался только Египет.
После провальных показов в 1987ом году во время участия в конкурсе по модернизации Тип59 для пакистанской армии, в которой учувствовали по мимо Британии и Китая еще и США и Франция, китайцы совместно с США решили заняться модернизацией танков для стран Африки.
Немного предысторий. В 70ые годы США пытались использовать текущую политическую атмосферу в Китае в своих интересах и предлагали Китаю множество путей для торгового сотрудничества. Китай в этом видел возможность для получения недоступных ранее технологий. В 1979ом году США признаёт дипломатический статус КНР и на следующие 10 лет у них завязываются тесные связи. Одним из итогов такого сотрудничества стал план модернизации танка Тип59 для продажи в третьи страны планировавшийся в 90ых годах.
Проект модернизации разделили на два этапа под общим номером ТА-1 и кодовым названием Jaguar.
Первым этапом занималась китайская фирма China Machinery Engineering Corporation и она занималась модернизацией корпуса танка под американские комплектующие. Корпус был слегка удлинен под новую трансмиссию и новый двигатель мощностью 750 л.с. . Броня была усилена дополнительными бронелистами. Заполнялся чем-либо промежуток между броней или там был только воздух неизвестно.
Вторым этапом занималась американская фирма Cadillac Gage Marsh Co которая проектировала башню. Башня представляла собой измененную версию башни легкого танка Stingray.
На американских концептах и макетах хорошо видно как должна была выглядеть башня.
Башню предполагалось собирать методом сварки бронелистов. Оборудование было американским. В этой связи место наводчика было справа, а не слева как на Тип59. В качестве орудия должна была применятся сильно измененная, для уменьшения энергией отдачи, модификация 105мм нарезной пушки М68 (американская версия британской L7). На фото концепта виден дульный тормоз.
Первые прототипы Jaguar ТА-1 были созданы в 1988ом году. И представляли они упрощенную схему для выявления проблем и недостатков конструкции и компоновки, а так же для демонстрации в целях поиска заказчика.
Так как у китайской стороны не было башни то они использовали обычную башню от Тип59-2 с разнесенной броней которая придала форму башни Stingray.
Корпус так же представлял собой массивную экранировку. Помимо множества небольших изменений главным нововведением стал форсированный двигатель и внушительных размеров система охлаждения над ним. Что за двигатель применяли китайцы сказать сложно так как проектированием всего танка занималась американская сторона и она рассчитала, что вес танка увеличится на 8 тонн (до 42), что потребует более мощный двигатель которым должен был стать дизельный двигатель 8V-92TAV8 на 720 л/с американской фирмы Detroit Diesel. Можно лишь предположить, что китайцы использовали форсированный до 580 л/с двигатель который устанавливался на танках Тип69.
В 1989 году из-за провальной поддержки американцев протестов и беспорядков в Китае, США запретило всякое сотрудничество с поднебесной и проект Jaguar отменили.
Китайская и американская фирма, чтобы не терять результат работы, еще какое-то время пытались довести проект до конца. В США упростили работы как над корпусом так и над башней. Проект под названием ТА-2 вскоре признали нецелесообразным. Китай пытался довести свою версию ТА-1 до конца, но из-за отсутствия нужных деталей для башни вскоре и они забросили работу. По фотографиям сохранившегося танка можно предположить, что китайцы пытались скопировать британский тепловизионный прибор IR18 устанавливаемый над пушкой, как это было описано в предыдущей заметке
По остальным параметрам башня скорей всего была обычной версией Тип59-2. Проект так же признали не целесообразным и вскоре он был вытеснен другими направлениями.
Предисловие к запискам о железном драконе.
Несколько слов о названиях китайских танков.