Свобода и не свобода – любимая моя тема, часто об этом думаю.
Молодая женщина – под пятьдесят – в сердцах сказала: «Работа – это зло». Что имела в виду? Ей хочется быть домохозяйкой в большом загородном доме. Держать жилище в чистоте, превратить его в уютное гнездышко, в котором приятно и комфортно жить.
Двор, в саду фруктовые деревья, несколько грядок с зеленью. Днем – готовить и суетиться по хозяйству, вечером отдыхать на террасе под виноградными лозами. Или гулять по станице, наслаждаясь природой. И не думать о работе, о том, что по утрам нужно куда-то бежать, толкаясь в общественном транспорте, подчиняться приказам и распоряжениям начальства.
Быть феей домашнего очага – вот всё. Покой, неспешная жизнь – идеал.
Мужчина трудился на руководящих должностях. Подошел пенсионный возраст, уходить не хотелось, работал и работал. Начальство, что сверху, вынудило уволиться. Пришлось уйти. И начались страдания: депрессия, болезни разного рода, тоска, которую не прогнать.
Так продолжалось месяца три. Поднял старые связи, попросил, чтобы хорошие знакомые пристроили. И такое место нашлось – сейчас сидит как вахтер в каком-то учреждении. Мужчина говорит, что не может дома находиться: кажется, что жизнь закончилась.
Где свобода? И как ее можно определить? Наверное, каждый из нас пытается создать для себя небольшой оазис в пустыне тревог, чтобы было удобно и хорошо.
Еще одна дама, когда уволилась на пенсию, превратилась в затворницу. Резко порвала дружеские и профессиональные связи, не отвечает на звонки и ни к кому в гости не ходит. Она говорит, что не выносит общения. Ей приятно сидеть дома. Встает поздно, лениво готовит завтрак, на обед что-нибудь легкое. Лежит на диване, смотрит телевизор, и ничего больше не надо.
Супружеская пара – мои знакомые – по возрасту пенсионеры, но работают. Деньги есть, можно, как говорится, жить на покое. Однако для них покой – страдание. Обязательно должны быть трудовые задачи и проблемы, и без них не прожить.
И я думаю: мы часто как бы хватаемся за что-то, как за соломинку. Где же наше истинное «я»? Наверное, такова природа человека.
Еще одна дама работала и работала, не думая о смысле жизни. На пенсии с головой ушла в религию, днями – в церкви. Дома вся стена в иконах, запомнила много разных молитв, знает, когда какую молитву читать. Так заполнила свое время, так отыскала привлекательный для себя смысл.
А еще заметил следующее: хорошо, когда люди что-то находят – веру, хобби, дело. Но плохо, когда они навязывают свое понимание смысла другим.
Верующая дама начала требовать от домашних исполнения церковных канонов, чтобы все жили в соответствии с требованиями религии.
Та дама, которая закрылась в квартире, подсмеивается над теми, кто общается с другими людьми.
Работающая пара называет неработающих пенсионеров лентяями. Так, одной знакомой женщине сказали: «Родина потратила на твое обучение время и средства. Дала тебе образование, и твой долг – работать до гробовой доски».
Поссорились, конечно, и былая дружба ушла.
С религиозной дамой никто не общается: слишком много самых разных запретов.
Свобода и не свобода, где между ними границы?