Найти тему

Беспокойство и поиск путей решения гипотетических проблем.

Не реже тревога возникает не по поводу того, что уже случилось, а по поводу опасений, что некое событие (или проблема с ним связанная) возникнет. Такого рода навязчивую не отпускающую нас тревогу будем далее называть беспокойством.

Как мы беспокоимся? Наши мысли фиксируются на негативных угрозах, мы обдумываем способы их предотвратить, справиться с ними. В отличие от руминации, когда нечто, что вызывает тревогу и беспокойство уже случилось, здесь нас тревожат потенциальные угрозы.

Беспокойство может быть и адаптивным. Тревога — своего рода пожарная сигнализация, которая включается всякий раз, когда мы чувствуем угрозу безопасности. И действительно - мы можем подготовиться к возможным неприятностям, когда получаем такой сигнал. Но когда мы беспокоимся все время по любому поводу, это не помогает, это не адаптивно!

В РЭПТ Альберта Эллиса такого рода беспокойство в модели А, В, С относят к - C, то есть к следствиям. Внутренняя речь клиента при дезадаптивном беспокойстве — это следствие иррациональных верований (B). Также, как в случае с руминацией, имеет место требование определенности, а также непереносимость неопределенности. Важны гарантии, что ничего плохого не случится.

Страх перед неизвестным является распространенной причиной беспокойства, и тогда наша чрезмерная озабоченность будущими или потенциальными проблемами является попыткой их предвосхитить, предугадать и проконтролировать риски или убытки от их наступления. Однако, все это является продуктом иррациональных представлений о способности контролировать буквально все в нашей жизни!


Альберт Эллис говорил о том, что вера в то, что мы должны быть в состоянии решить все наши проблемы, или что мы должны точно знать, что готовит нам будущее, проистекает
из нашей глубоко укоренившейся потребности чувствовать себя в безопасности. Когда мы не уверены, мы чувствуем себя уязвимыми, и поэтому мы ищем способы уменьшить эту неуверенность, часто путем развития иррациональных убеждений, вызывающих тревогу и беспокойство.

И способ преодоления этого типа беспокойства состоит в том, чтобы оспорить иррациональные убеждения, которые его вызывают. Мы можем сделать это, признав нашу собственную склонность к беспокойству и подвергая сомнению свои иррациональные мысли, чтобы найти более рациональные альтернативы.

Например, когда мы считаем, что «Я должен знать наверняка, быть в неопределенности невыносимо», мы можем оспорить это убеждение, признав, что жизнь полна неопределенности и что на самом деле можно справляться с нашей жизнью и без гарантий и уверенности на 100%, что все будет так, как запланировано. Это трудоемкая совместная с терапевтом работа, порой не один сеанс сократовских диалогов, домашних заданий, поиск все новых и новых аргументов «за» и «против», упражнений...


Ошибочно полагать, что мы можем контролировать все аспекты нашей жизни — это попросту невозможно. Гораздо эффективнее будет для нас, если мы сможем принять непредсказуемый характер жизни. Это удивительно, но принимая неопределенность жизни, мы таким образом можем уменьшить тревогу и беспокойство. Эти чувства сами по себе — нормальная часть жизни, но они не должны контролировать нас. Мы можем научиться распознавать наши иррациональные мысли и убеждения и заменять их более рациональными альтернативами. Это помогает нам обрести покой и безопасность в неопределенности жизни.

Подписывайтесь на мои каналы в соцсетях:

Анкета на сайте психологов б17, где тоже можно записаться ко мне на консультацию.

Для коллег психологов: канал в телеграмм.