Найти тему

Лень - двигатель прогресса?

Я согласна, что в какой-то степени лень - двигатель прогресса. Не будь лени вкупе с изобретательностью, стирали б мы сейчас руками возле речки, подметали полы метлой, мыли посуду руками, разводили костёр, чтобы приготовить еду и прочее и прочее.

Хорошо, когда экономится время и мы успеваем сделать больше. Мы более продуктивны. По крайней мере, верим в это.

Но в этой статье я хочу взглянуть на тему под другим углом.

Меня, как репетитора и маму двоих маленьких детей, волнует уровень развития детей. А так как я работаю над развитием речи на иностранном языке и кое-что читала про мозг, то знаю, как он работает. Знаю, какая область мозга отвечает за запоминание, обучение и что происходит при доведении до автоматизма тех или иных навыков. (Спасибо Джо Диспензе за его книги, одну из которых, впрочем, я до сих пор не довела до конца).

Так вот, чтобы развивать левое полушарие, которое отвечает за речь (но не только за неё), необходимо развивать мелкую моторику. То есть что-то делать руками. В младенчестве это строить башенки из кубиков, собирать пирамидки, затем крупные пазлы, давать малышу трогать разной формы и размера игрушки. Это всё замечательно. Игрушек сейчас так много, да каких хочешь, от китайского ширпотреба до супер развивающих Монтессори штучек.

Но есть кое-что, что, вроде бы, очень полезно, но с другой стороны - как-то не очень 🙄

Наборы для творчества

Я не про все.

Про те, которые уже готовы, вырезаны, клеем намазаны. Нужно только приклеить на готовую бумагу. Развивает ли такой набор?

Мы в детстве учились держать ножницы, вырезать круги, цветочки, полоски. Потом варили клейстер (по крайней мере мы, у нас клей ПВА появился много позже 😁) из муки и воды, потом приступали творить. Сколько усилий, терпения, усидчивости, сноровки требовалось, чтобы сделать открытку папе и маме?

Сейчас нет нужды напрягаться. Достаточно заказать в маркетплейсе всё, в то душе угодно.

А рисунки?

Если у меня в детстве не получалось срисовать утёнка, я брала изображение, сверху - альбомный лист, эти два листка - на окно пока светло, и, придерживая листки, обводила контуры. После оставалось только дорисовать детали.

Сейчас существует множество трафаретов для рисования. Придержал трафарет - обвёл по готовым линиям - и готово.

Я раньше думала, что классно придумали, что есть такие наборы для детей. Но на практике - для двух-трëхлетки такой набор не очень интересен, его лучше брать для детей постарше. Но ведь дети 5-6 лет не должны рисовать при помощи трафаретов! Элементарно - чтобы приучить руку "слушаться", проводить линии и петельки самостоятельно, а не по готовому шаблону и линии, где даже прорези есть.

Снежколеп. Меня только недавно осенило, что мои дети не умеют лепить снежки самостоятельно. Да и зачем? Если можно взять снежколеп, черпнуть немного снега и прижать. Готов идеально ровный снежок - мечта перфекциониста.

А между тем мои дети ещё не научились лепить снежок.

И всё это - и лепить, и клеить, и рисовать (и многое другое) - мелкая моторика.

В связи с этим у меня возник вопрос:

А облегчив возможность творить, не отнимаем ли мы способность у детей говорить?

Я по своим ученикам вижу. Речь скудна. На родном языке. Что уж говорить об иностранном.

Даже писать нужно по минимуму. Учебники составлены так, что нужно там вставить, тут скобки раскрыть, здесь буквы приписать и всё. Письмо уменьшилось. Вместо очумелых ручек готовые наборы для творчества. Вместо творчества - телефон. Вместо тренировок - YouTube.

Не у всех, конечно. Но я ведь пишу про свой опыт. И это примерно 95% всех детей.

Я пришла к выводу, что лень - не всегда двигатель прогресса. Иногда может быть и регресса.

А вы как считаете?