В 70-е годы Мария Пахоменко была невероятно популярной. Она стала первой советской певицей, получившей Гран-при на международном конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии, а букеты Пахоменко с концертов привозили домой багажниками.
В кино Мария Леонидовна появлялась не часто. У нее был небольшой эпизод в фильме "Личная жизнь Кузяева Валентина" режиссеров Ильи Авербаха и Игоря Масленникова, и, в основном, она исполняла свои же песни в фильмах-концертах.
Но именно Пахоменко режиссер Татьяна Лиознова видела в роли жены Штирлица в телефильме "Семнадцать мгновений весны". По мнению Лиозновой, певица олицетворяла собой образ скромной русской женщины, похожей на березку.
Режиссер терпеливо ждала ее согласия, но Мария Пахоменко постоянно была на гастролях, концертах и записях на телевидении. В день съемок знаменитого эпизода встречи Штирлица с женой, Пахоменко снова уехала на гастроли. Ей пришлось отказаться от съемок, и женой Штирлица стала актриса Элеонора Шашкова.
Пройдут годы, и Марию Пахоменко перестанут приглашать с концертами в Москву, ее больше не будут показывать на центральном телевидении. А о несыгранной роли она жалела всю свою жизнь.
"Поет на уроках!"
В школьном дневнике Марии Пахоменко в конце каждой недели неизменно появлялось одно и то же замечание от учителя: «Поет на уроках!». У Пахоменко был редкий дар: она умела воспроизвести на слух едва ли не любую мелодию, и, по ее признанию, петь любила с детства.
Отец Марии, Леонид Антонович, работал участковым милиционером. Всю блокаду он провел в Ленинграде вместе с женой и четырьмя детьми. Удивительно, но все четверо детей Пахоменко выжили. Мария была тогда совсем еще маленькой (ей было 4 года, когда началась война), но среди всех своих наград и регалий она больше всего ценила знак "Жителю блокадного Ленинграда".
Однажды в Ленинград приехал знаменитый советский джазмен Олег Лундстрем. Во Дворце культуры он услышал репетицию девчачьего квартета, который организовала Пахоменко с подружками. Лундстрем спросил у талантливых девушек: "Девочки, вы хотите работать у нас в оркестре?". Девушки были на седьмом небе от счастья, но требовалось родительское разрешение. Отец Марии твердо сказал: "Я тебе такого Лундстрема покажу, что долго будешь помнить! И думать забудь!".
Пахоменко пришлось на время распрощаться с мечтой о гастролях. Она поступила в машиностроительный техникум при Кировском заводе, но петь в эстрадном ансамбле во Дворце культуры промкооперации продолжила.
«Черт знает что! Орешь из каждого окна!»
Именно во Дворце культуры молодую исполнительницу заметил начинающий композитор Александр Колкер и влюбился в нее с первого взгляда.
"У Маши была невероятной толщины коса до щиколоток, красота и абсолютный слух. У меня – несколько шлягеров, сердцебиение и неодолимое желание взять Машу за косу и увести. Я не давал ей проходу", – говорил Александр Колкер.
Они сыграли скромную свадьбу в 1958 году и больше полувека практически не расставались.
Когда в Ленинградском драматическом театре им. В. Ф. Комиссаржевской готовились к постановке спектакля "Иду на грозу", написание песни доверили Александру Колкеру. Дело дошло до выбора исполнительницы, и Колкер сразу же предложил кандидатуру Марии Пахоменко.
Так появилась песня "Качает, качает…", которая уже совсем скоро звучала буквально из каждой квартиры. "Черт знает что! Орешь из каждого окна!" – говорил отец Пахоменко.
Марией Пахоменко тут же заинтересовались известные композиторы и начали предлагать ей свои песни, но в приоритете всегда была музыка Колкера. В этом творческом тандеме появились хиты: "Стоят девчонки", "Красивые слова", "Признание", "Опять плывут куда-то корабли".
Пахоменко быстро стала популярной. Песни в ее исполнении звучали в программах многих радиостанций и на телевидении, а зрители на концертах не только стояли в проходах, но и висели на деревьях.
В 1968 году Мария Леонидовна была удостоена первого места на Международном конкурсе "MIDEM" в Каннах. Ей вручили "Нефритовую пластинку" как исполнительнице, которая в 1968 году имела рекордное количество выпущенных дисков (около 2,6 млн).
"Какой еще Гран-при? А почему не первое место?!"
Когда в 1971 году встал вопрос, кто будет представлять страну на престижном конкурсе того времени "Золотой Орфей" (Болгария), Ленинград сразу же предложил Пахоменко. Министерство культуры рассматривать кандидатуру Марии не собиралось, но вмешалась Фурцева, которая заступилась за юную певицу. Так Мария Пахоменко поехала на конкурс в Болгарию. Колкера с ней не выпустили.
Перед выступлением у Пахоменко так тряслись руки, что она не смогла собрать волосы в косу и решила их распустить. Водопад волос, самобытная внешность и вокал произвели на жюри огромное впечатление, но этого Мария уже не видела.
Не помня, как покинула сцену, она забилась в гостиничном номере и не могла сомкнуть глаз. А под утро раздался стук в дверь, и Пахоменко услышала голоса, говорившие с акцентом: "Орфей! Орфей! Ты – Орфей!". Мария Пахоменко стала первой советской певицей, удостоенной Гран-при фестиваля.
После церемонии награждения счастливая Пахоменко позвонила в Москву, в Министерство культуры: "У меня Гран-при фестиваля!" – "Какой еще Гран-при? А почему не первое место?!" – возмутились на другом конце провода…
"Прошу выслать мне переводом две тысячи рублей"
За свою творческую жизнь Мария Пахоменко много раз получала разного рода письма от почитателей ее таланта. Были среди них признания в любви, угрозы в адрес Колкера, а еще разного рода просьбы. Например:
"Я восхищён Вашим неповторимым талантом. Вчера решил купить катер с мотором. Думаю, что певица с Вашей внешностью не может быть жадной. Прошу выслать мне переводом две тысячи рублей. (Указан адрес.) Если не можете сразу выслать две тысячи, вышлите одну. А одну будете должны.
Ваш почитатель. Дорохов."
Когда в стране начали происходить изменения, многие из популярных артистов были "выжиты" с телеэкранов. Мария Пахоменко не хотела реагировать на изменившиеся требования нового времени. Она не готова была менять свой имидж и репертуар, и Пахоменко перестали приглашать на телевидение.
Тогда поговаривали, что Пахоменко и Колкер уехали из страны, а они и не думали об эмиграции. Александр Колкер писал песни и музыку к фильмам, Мария Пахоменко выступала на небольших концертах.
Постепенно о Марии Леонидовне начали забывать зрители, когда-то восхищавшиеся ее талантом, и композиторы, доверявшие ей свои хиты. Но она продолжала заниматься любимым делом до тех пор, пока все не разрушила страшная болезнь.
Последние годы жизни Марии Пахоменко были тяжелыми и драматичными. В течение последних 7-ми лет она страдала болезнью Альцгеймера, которая постепенно разрушала ее личность.
В феврале 2012 года в Петербургских, а затем и общероссийских СМИ появилась информация, что советская певица Мария Пахоменко пропала. Ее разыскивали всем миром и обнаружили в торговом центре. Как она там оказалась и где была эти два дня, Пахоменко не могла вспомнить. Через год, 8 марта, Марии Леонидовны не стало.
"Судьба была ко мне очень благосклонна, – говорила в интервью Мария Пахоменко. – Я выросла в прекрасной семье. У меня изумительная дочь, еще лучше внучка – потому что внуков всегда любят больше, чем детей. На внучку я могу смотреть как на икону – такая она красавица. Муж со мной рядом. Здоровье у меня есть. А если и случаются какие-то мелкие неприятности, так они бывают у всех... А что еще нужно женщине для счастья?"
Мария Пахоменко всегда исполняла песни, в которых могла выразить близкую ей тему – благородство, достоинство, любовь и женскую красоту. Несмотря на взлеты и падения, Пахоменко никогда не впадала в уныние и всю жизнь была благодарна судьбе.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Вам также может понравиться: