Найти тему

Делаем из ученических сочинений полезные упражнения

"На ошибках учатся". Знакомая поговорка? Предлагаю использовать этот принцип в преподавании русского языка.

Можно использовать ошибки, которые в своих работах (например, в сочинениях) делают сами ученики. Когда проверяете тетради, выписывайте слова или предложения с ошибками, сортируйте их по правилам, а затем давайте детям на уроках для анализа и исправления.

Я уже предвижу ваши возражения и даже возмущение. У учителя-словесника, скажете вы, которому надо каждый день проверять тонны тетрадей, нет времени заниматься еще и выписыванием ошибок.

Но у вас же есть "Учительская мастерская", которая обо всем позаботится и сэкономит вам кучу времени.

Прикрепляю вам подборку, в которой собраны предложения с пунктуационными ошибками в сложных предложениях (и еще чуть-чуть грамматических ошибок) из реальных сочинений. Можно использовать этот материал по-разному: устроить общее обсуждение, разрезать на карточки и раздать для индивидуальной или парной работы, провести групповой практикум.

Пунктуационные ошибки в СПП и ССП

  • По его словам в начале текста "В ней нет души, в ней нет свободы" мы можем понять что герой не видит красоты окружающего мира.
  • Автор показывает как душевное состояние героя давит на него…
  • Этот пример показывает как чувство любви может повлиять на человека и изменить его взгляд на окружающие вещи.
  • Она заботится о дочке и это уже вошло в ее привычку.
  • Татьяна Петровна из-за своего одиночества хочет почувствовать что она любима.
  • Он понял что она недоступна ему.

Пунктуационные ошибки в СПП с несколькими придаточными

  • Искусство способно показать нам то, чего мы не видим и дать нашим чувствам рассказать о себе, ведь не всегда у нас есть возможность ими поделиться.
  • Я полностью разделяю мнение Вересаева В. В., потому что я и сам в детстве очень любил урбанистические пейзажи и не понимал что в природе может быть красивого.
  • Этот пример показывает нам, что пока человек сам не познает любовь, он не сможет понять её, как бы хорошо не описывали это чувство в поэмах и песнях. (*Здесь еще есть орфографическая ошибка).
  • Таким образом, автор показывает нам какую роль любовь играет в жизни человека, как она меняет его мировосприятие и жизнь в целом.
  • А когда ему сказали, что его единственного родного человека не стало, он действительно начал осознавать что такое одиночество.
  • И Татьяна Петровна сможет подарить Николаю новую малую родину, где его будут ждать, и куда он сможет вернуться.
  • Даже несмотря на то, что главная героиня была не той девушкой, которую встретил Потапов в юности, она была счастлива, что мужчина смог найти в ней те родные черты, к которым он хочет вернуться.
  • Подводя итоги можем сказать, что для каждого человека важна своя малая родина, и она может быть абсолютно в разных точках мира.
  • Татьяна знает что у Потапова есть сын, который находится на фронте.

Пунктуационные ошибки в сложных предложениях с разными видами связи

  • Герой понимает что он не один, что кто-то чувствует себя также и именно это заставляет его взглянуть на мир по другому, он не чувствует себя одиноким, эта импровизация, может и неказистая и не полноценная, заставляет пробудить в герои чувства которые он потерял. (*Здесь еще куча орфографических ошибок!)
  • Татьяна знала как Потапов скучает по дому и отцу и на самом деле он уже не ожидал встретить тот самый любимый и уютный уголочек из своей жизни.
  • Это очень действительно тяжёлое время и мы видим как автор нам показывает, что Николай Потапов скучает: по своему родному отцу, по городу, по дому.
  • Ему показалось, что они встречались раньше в Крыму и тогда он её увидел и понял, что эта девушка может дать ему счастье в жизни, либо разрушить жизнь.
  • Это самое приятное чувство и автор показал нам как повлияло это чувство на Татьяну.
  • Она смотрела на его карточку и ей казалось что где-то его уже видела.
  • И только уехав, он прислал Татьяне письмо где написал что вспомнил где они виделись, и Татьяна, читая это письмо, понимала что она никогда не была в Крыму, но это ей уже не важно.
  • Татьяна ведь находится в чужом городе и доме, и когда приехал сын старика, Татьяна поняла что они чем-то похожи и поэтому письмо сына старика, подняло дух Татьяны, даже при том, что они все-таки не виделись. (*Здесь ещё и орфографическая ошибка).
  • Однако недавно я побывал на горах Алтая и настолько захватывающие дух виды научили меня ценить красоту природы и вселили такое духовное удовлетворение, какого раньше я никогда не чувствовал. (*Здесь ещё и неверное построение причастного оборота).

Грамматические ошибки

  • Любовь - она у всех такая разная, но именно она наделяет нашу жизнь смыслом.
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что каждый человек, позная любовь, обретет истинное счастье и сделает этот мир хотя бы чуточку лучше.
  • Какой-то незнакомый человек вам кажется очень близким и будто вы знакомы с ним всю жизнь.
  • Именно поэтому она хочет помочь, сделать приятное лейтенанту Николаю Потапову, потерявшего своего отца.
  • Автор указывает нам о том, что Татьяна даже не видясь с сыном старика была искренне рада их встрече, ведь они были в чем-то похожи, поэтому Татьяна и захотела исполнить мечты сына старика. (*Здесь еще пунктуационная ошибка + речевая – повтор).
  • Однако недавно я побывал на горах Алтая и настолько захватывающие дух виды научили меня ценить красоту природы и вселили такое духовное удовлетворение, какого раньше я никогда не чувствовал. (*Здесь еще пунктуационная ошибка).

Файл для распечатки можно скачать здесь.

Пусть ваши ученики учатся на чужих ошибках, чтобы потом не допускать своих.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и Телеграм-канале.