Когда в Москве появились предки современных автобусов? Как они выглядели, и куда на них можно было уехать? Почему до конца 19 века этот вид транспорта не получил почти никакого развития? По каким причинам городские власти отклоняли все предложения о запуске автобусных маршрутов? А также - когда появились настоящие автобусы? Насколько они отличались от современных? И почему первый городской маршрут проработал всего три недели? Об этом и не только расскажу сегодня.
На линейке с ветерком
Историки московского транспорта считают, что предками автобусов являлись так называемые "линейки". Что-то вроде кареты, запряжённой лошадьми. Иногда ней могло поместиться до 14 пассажиров. Но, как правило, их было меньше. Название, скорее всего, произошло из-за увеличенной по сравнению с остальными повозками длины. Линейки стали ездить по московским улицам в 1847 году. Почти все начинали свой маршрут от Красной площади, двигаясь в сторону Смоленского рынка, современного Электрозаводского моста и Рогожской заставы. Также существовал сквозной маршрут через главную площадь города: от Калужской до Тверской заставы.
Через 9 лет конечную станцию перенесли к Ильинским воротам Китай-города. В целом к 1870 году в первопрестольной было всего лишь 22 таких экипажа. Летом использовали полуоткрытые кареты. А значит внутрь попадала пыль с городских улиц. Что происходило в дождливую погоду, сами понимаете. Зимой, когда дороги были устланы снегом, линейки меняли на большие сани. В 1872-м на маршруты вышли три омнибуса. По сути они были похожи на конку, которая начала работать тогда же. Но передвигались не по рельсам. Вмещали эти машинки лишь 10 пассажиров.
Конку в Москве начали активно развивать. Новый транспорт вскоре вытеснил большие кареты на окраины и в пригороды. Всё чаще его стали арендовывать частные лица, чтобы всей семьёй добраться, например, на дачу в Подмосковье. В 1897 году ходили только три маршрута линеек: в Останкино от Трубной площади; в Богородское и до окрестностей современной станции метро "Электрозаводская" от Ильинских ворот.
Если хочешь сделать что-то, делай сам
Первые предложения о запуске автобусов на московских улицах появились в 1884 году. В те времена этот вид транспорта очень активно развивался во многих европейских городах. Правда он всё равно двигался на конной тяге. Планировалось создать 10 маршрутов, по которым ездили бы 25 автобусов. Проект московские власти отклонили, потому что не существовало утверждённых правил движения для такого транспорта. Вторая попытка состоялась в 1897-1898 годах. Тогда нижегородский купец Перлин хотел запустить два маршрута уже автомобильных омнибусов (то есть без лошадей).
Московские чиновники снова идею отвергли: якобы улицы являлись узкими, а значит не подходили для такого громоздкого транспорта. По той же причине отказали и купцу П.П. Кузьминскому из Петербурга. У него там уже была сеть маршрутов конных омнибусов. Движение такого же транспорта в Москве власти вроде бы утвердили. Но тут же отменили своё решение, когда узнали, что столичный предприниматель хочет заменить лошадиную тягу на механическую.
Изменилась позиция по автобусам только в начале 20 века. Тогда в Москве стало развиваться автомобильное движение. Несмотря на несколько предложений, первый маршрут открылся только в июле 1907 года. И то, инициатива эта была частной, - графа А.Д. Шереметева. Он запустил автобус в Останкино от Марьиной рощи. Для этого пришлось купить немецкую машину "Даймлер". Сейчас все пишут, что в ней помещалось 8 пассажиров. Но, например, в журнале "Искры" за 1907 год указывали, что внутри 14 посадочных мест. Работали вышеуказанные маршруты только летом.
Суровые дороги
Примерно через год в Москве открыли ещё несколько частных автобусных линий. Пассажиры могли доехать от Семёновской заставы до Измайловского зверинца, а также от Петровского парка в Покровское-Глебово. В принципе, в дореволюционной Москве так и не появились автобусы, которые бы стали частью городской системы общественного транспорта. Все маршруты все частными. Они в основном перевозили людей от железнодорожных вокзалов до гостиниц. Также существовало несколько пригородных линий.
Единственная попытка со стороны московских чиновников датируется 1908 годом. Маршрут автобуса курсировал всего лишь три недели августа: от Театральной площади до Серпуховской заставы через Болотную площадь. За это время он перевёз более 22 тысяч пассажиров. О причинах прекращения работы этой линии можно прочитать разную информацию. Какие-то исследователи указывают, что затея оказалась не прибыльной. Другие историки утверждают, что виной всему состояние московских мостовых. Автобус просто не смог по ним ездить и часто ломался.
Если говорить о том, почему городские чиновники отклоняли почти все предложения по созданию автобусных линий даже в начале 20 века, то главная причина одна. Они не хотели создавать конкуренцию трамваю. Слишком многие делали на него ставку и не желали терять большой доход. Так что почти вплоть до середины 1920-х годов автобус в Москве никак не развивался. Лишь в 1924-м начал работать автобусный маршрут в современном понимании: от Каланчёвской площади до Тверской заставы. Об этом вы можете прочитать здесь:
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!