Чтобы помочь клиенту выйти из сценарного поведения, ТА психологу нужно уметь так строить отношения на сессии, чтобы самим общением помогать человеку быть в контакте с собой и окружением.
В статье покажу 5 способов общения транзактного аналитика (ТА) с клиентом, позволяющих гибко подстраивать коммуникацию под задачи сценарной терапии.
Таиби Кайлер: чтобы достигнуть ясной и четкой коммуникации в отношениях между терапевтом и клиентом можно сделать нечто большее, чем уход от драйверного сценарного поведения - сделать выбор в сторону одного из 5 способов коммуникации.
Таиби использовал названия этих 5 способов эффективной коммуникации сточки зрения традиционной функциональной модели я-состояний (Заботливый и Контролирующий Родитель, Взрослый и Адаптивное и Свободное Дитя).
5 способов эффективной коммуникации терапевта с клиентом
Находясь в позиции терапевта вы можете использовать эти способы, исходя из типа сценария и драйверного поведения вашего клиента.
Терапевт должен быть во Взрослом независимо от того, какой стиль общения с клиентов из 5 предложенных он выбирает:
- Эмоциональный способ общения. Терапевт выбирает свободное и открытое выражение своих чувств в здесь-и-сейчас, исходя из Свободного Дитя в плюсе и обращаясь в СД+ клиента, побуждая его так же открыто откликаться на уровне чувств. Это именно выражение чувств, а не разговор о них в контексте обсуждаемого. От терапевта требуется навык вносить игру в общение, оставаясь на позиции Я+, Ты+.
- Заботливый способ общения. Здесь терапевт применяет набор поддерживающих и заботливых паттернов, которые он перенял у свои парентальных фигур или от наставников в ходе личной терапии. Коммуникация строится из ЗР+ терапевта к СД+ его клиента. Важно не скатиться к драйверному поведению Радуй Других и не сыграть в игру "Я просто хочу вам помочь".
- Запрашивающий способ коммуникации. Это побуждения терапевта, обращенные к клиенту думать, делать или попробовать чувствовать себя определенным способом. Стройте предложения так, чтобы они как бы заканчивались вопросом в сторону клиента. А когда отвечаете - на запрос клиента -точкой. Поддерживайте спокойный, ровный и уверенный тон, характерный Взрослому, поскольку тут общение строится на уровне эго-состояний Взрослый-Взрослый.
- Директивный способ. Это стиль общения основанный на предписаниях, указание или запрете. Как и в предыдущем способе общения вы предписываете клиенту думать, поступать или чувствовать себя определенным способом, но транзакция строится на уровне КР+ терапевта и В клиента. Здесь стиль голоса твердый и решительный, настаивающий. Транзакция в данном способе - это вежливая команда терапевта.
- Прерывающий способ. Здесь как и в директивном способе общения терапевт передает приказ, которая обрывает, запрещает поведение клиента, вредящие его самочувствию. Или побуждает действовать без раздумывания. Здесь уже используется восклицательный знак в конце предложения, которые терапевт передает интонацией. "Стоп!", "Дышите!". Уровень транзакции с КР+ терапевта, задающего границы АД+ клиента.
Терапевт использует все 5 способов общения, опираясь в основном на первые 3 и изредка используя 4 и 5, чтобы не допустить вредящую клиенту эскалацию эмоций или поведения.
Вывод: терапевту следует обучиться и гибко использовать все 5 способов общения в сценарной терапии, обращая ту или иную коммуникацию в зависимости от сценария и типа адаптации его клиента.
Какие способы общения из 5 вы используете в терапии?
Какие способы общения в основном использует ваш терапевт?
Подходят ли вам эти стили общения?
Рекомендация: здесь вас ждет моя консультация по тесту "6 типов сценарных решений" со скидкой: вы пройдете тест и поймете какой стиль общения подходит именно вам.
Автор: Александр Молярук
Психолог, Сценарная Терапия Судьбы
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru