«А вот вам и еще один образец продукции, соответствующей «мировым стандартам». История про похищение бриллиантов на сумму в десять миллионов долларов.
В титрах выражена благодарность крупной ювелирной фирме, доверившей для съемок настоящие камни. Фраза, конечно, рекламная — для фильма «Любой ценой» и для фирмы, но вообще-то в эстетику такого рода кинопродукции обязательно входит неподложность. Бразилию будут снимать в Бразилии, карнавал будет настоящий, продюсер не постоит за деньгами, и десяток метров Лондона будет снят в Лондоне, под звон курантов настоящего «Большого Бена». Чем головоломней авантюрный сюжет, тем тщательнее он будет обслужен материальными подлинностями.
Режиссер Монтальдо любит контраст острой приключенческой выдумки, ее фейерверочности с комичной обстоятельностью кадра. Юмор в том, что работа гангстеров отличается завидной добросовестностью. Это гангстеры-умельцы, узкие специалисты и гордые мастера своего дела.
Постановщик знает, что делает, когда заставляет бушевать и плясать карнавал вокруг здания пустого и тщательно охраняемого банка, где в недрах стальной комнаты бандиты трудятся над сейфом, так сказать, противопоставляют могучей механизации и хитроумной электронике защитных устройств изобретательность и смекалистость индивидуального искусства «медвежатников». Не подумайте, что бандиты идут на электронику с пошлой фомкой. Нет, за всем стоит хронометраж, отработка взлома на сейфах-образцах, инструктажи и производственные совещания. Рацпредложения и дисциплинарные взыскания.
Фильм, кажется, построен, как дуэль техники против техники. Но когда чемоданчик похищен, когда бандиты, унося его, падают под пулями полиции и убивают друг друга, когда, наконец, свою пулю в живот получает последний исполнитель от босса всего этого дела, — чемоданчик пуст.
Только в концовке выяснится, что параллельно шла вторая дуэль, и в ней жуликов — техников и механиков победили жулики — психологи и артисты.
Но и эта «вторая» концовка еще не развязывает фильма. Триумфаторы — жулики-психологи проигрывают жулику как таковому, примитивному мазурику на мотоцикле. И тот дает газ, стащив со столика сумочку, в которой рассчитывает найти сотню-другую лир, а найдет те самые бриллианты на десять миллионов...
Фильм «Любой ценой» — фильм без обмана. Он ни за что себя не выдает. Он весь в пределах своего задания — энергично развлекающей, приключенческой и в конечном счете все-таки откровенно буржуазной ленты» (Соловьева И., Шитова В. Их было шесть // Советский экран. 1968. № 15: 14).