Найти тему
Каулики

Спанда-карики. Появление естественного знания. Второй поток

Оглавление

Перевод с санскрита и комментарии: Свами Лакшманджу

Первый поток:

Спанда-карики. Сущностная природа Спанды. Первый поток
Мумукшу14 февраля 2023

Второй поток. «Нишьянда Сахаджа Видьодая». Появление естественного знания

Нишьянда не означает «глава», это означает «поток» или «течение». И это второй поток спанды. Точно так же, как унмеша означает «второе пробуждение». Второй поток спанды рассматривает появление естественного (сахаджа) знания Сознания Господа Шивы.

Спанда-карики. Второй поток. Шлоки 1-2
Спанда-карики. Второй поток. Шлоки 1-2

tadākramya balaṁ mantrāḥ sarvajñabalaśālinaḥ / pravartante’dhikārāya karaṇānīva dehinām //1// tatraiva saṁpralīyante śāntarūpā nirañjanāḥ / sahārādhakacittena tenaite śivadharmiṇaḥ //2//

Все мантры, чистые или нечистые, уничтожают кого-то.

Нечистая мантра — это просто черная магия, мантра черной магии. Это умерщвляющие мантры; вы сразу умираете от этих мантр (от черно-магических и всех подобных мантр).

А также есть чистые мантры. Чистые мантры — это те мантры, которые дадут вам силу, если вы слабы. Если у вас есть какая-то проблема, вы получите её решение с помощью джапы (многократного повторения мантры).

Но все эти мантры обретают свою силу, набирают функциональную мощь лишь тогда, когда йогин расположен в высшей мантре Сознания Господа — саманья-спанде. Они работают исключительно на основе саманья-спанды. Если саманья-спанды нет, если вы не можете её обнаружить, то вы не можете преуспеть в своей садхане. Мантра не сработает, черная или белая магия не сработает, всё потерпит неудачу.

Итак, ваша джапа должна быть основана на саманья-спанде, и тогда она эффективна. Пока вы не держитесь за саманья-спанду, вы терпите фиаско. Вашей непрерывной джапой должна стать спанда-мантра, которая есть Сознание Господа Шивы, мантра «Я-сознания», мантра универсального Вселенского Сознания. Такая спанда-мантра и есть саманья-спанда. На самом деле все мантры находятся в саманья-спанде, вот что вы должны знать.

Поэтому всё что требуется от йога — это иметь силу Божественного осознания во время повторения. И тогда мантра будет работать. Если йог не силен, если его сознание не целиком и полностью установлено в Сознании Господа, тогда его черная магия не сработает, и его белая магия не сработает. Но реализованный йог не будет делать черную магию, потому что он един с Богом, поэтому он никого не уничтожит, ему незачем делать нечто подобное.

В древние времена, когда какой-то человек действовал незаконно, когда люди были сыты по горло его поведением и поступками, тогда против него совершали черную магию, чтобы уничтожить его, и это делали реализованные йогины. В обратном случае они никогда не делали ничего плохого, с целью просто так навредить кому-то, без весомой причины. Поэтому черная магия берет корни с древних времен, это были жесткие и жестокие времени, очень напряженные. Подобную магию применяли против негодяев, но в любом случае, сделать это могут только реализованные йоги, настоящие йоги. Ненастоящие йоги, если они произносят мантры, если они пробуют применять черную магию, у них ничего выйдет, у них ничего не будет работать, такие люди не имеет никакой силы, так что не беспокойтесь.

Итак, у всех мантр есть потенциал. Все мантры имеют силу, но только когда йогин, использующий мантру, пребывает в саманья-спанде. Когда йог входит в цикл саманья-спанды, то он становится могущественным, иначе все его попытки бесполезны. Когда мантры пребывают в саманья-спанда, они становятся сарваджна бала шалина, то есть наполняются абсолютной силой всего действия, силой вседеяния. И тогда они функционируют должным образом (правартанте адхикарайа), как и все наши органы (каранива дехинам, органы чувств, органы действия и органы познания), они наполнены силой, потому что пребывают в Сознании Господа. В противном случае, глаза не смогут видеть, если они не пребывают в Cознании Господа. Ухо не услышит, нос не почувствует запаха, кожа не почувствует прикосновения, если соответсвующие органы не пребывают в Сознании Господа. Точно так же все эти мантры действуют только тогда, когда пребывают в Божественном Сознании Господа Шивы.

tatraiva saṁpralīyante śāntarūpā nirañjanāḥ / sahārādhakacittena tenaite śivadharmiṇaḥ //2// (повтор)

Все мантры, чистые и нечистые, — татраива сампралианте, растворяются в Высшем Сознании Господа. Когда они сработали, после своей деятельности, они отдыхают в Сознании Господа, они туда уходят и покоятся в своем источнике. Человек, который произвел такую мантру (сахарадхака-читтена), он также покоится в Сознании Господа после завершения звучания своей мантры.
Короче говоря, все мантры имеют аспекты Сознания Господа
(тенаите шива дхармина). Когда они обладают аспектами Господа Шивы и ничем другим, тогда они работают. В противном случае, если аспекты Божественного Сознания не присутствуют, то такая мантра бесполезна.

Спанда-карики. Второй поток. Шлоки 3-4
Спанда-карики. Второй поток. Шлоки 3-4

yasmātsarvamayo jīvaḥ sarvabhāvasamudbhavāt / tatsaṁvedanarūpeṇa tādātmyapratipattitaḥ //3// tasmācchabdārthacintāsu na sāvasthā na yā śivaḥ / bhoktaiva bhogyabhāvena sadā sarvatra saṁsthitaḥ //4//

Хотя, совершенно верно, что индивидуум универсален (сарвамайо джива, джива означает индивидуум), потому что все аспекты, все существа, все вещи производятся из Вселенского Сознания Господа (сарвабхава самуд бхават, всё проистекает из единого Сознания), но когда индивид действует, когда он работает, в повседневной жизни в реальности он действует только тогда, когда привязан (тадатмья) к единому Сознанию Господа. Поэтому, когда люди оторваны от Божественного Сознания, у них ничего не работает.

В действительности индивидуум универсален. Индивидуальное всегда универсально. В цикле индивидуальности не может отсутствовать универсальность.

Например, вы чего-то желаете. Ваше желание не сбудется, потому что оно не привязано к Сознанию Господа. Если оно привязано к Сознанию Господа, ваше желание обязательно сбудется, ваша мечта осуществиться; всё ваше, что бы вы ни подумали, что бы вы ни делали, всё будет плодотворно. В противном случае всё бесплодно.

Итак, в заключение, что лежит в основе Сознания Господа Шивы?

Тасмат шабдартхачинтасу на савастха на йа шива

Все слова, все действия, все мирские вещи обитают в Шива-бхаве, в состоянии Господа Шивы. Всё это, весь цикл объективного мира (бхогья бхавена, объективный мир), также пребывает в цикле субъективного сознания. Есть только одно Сознание Господа, которое пронизывает всё. Это реальность саманья-спанды. Таким путем Сознание Господа проникает повсюду, во время знания Его и во время незнания Его. Если вы знаете Его, Оно проникает повсюду. Если вы не знаете Его, оно всё равно проникает. Сознание Господа всепроникающе.

Сомананда объяснил эту шлоку в Шивадришти:

«Сейчас я объясняю реальность Шивы, элемент Шивы. Тасмин джнат, — если вы Его знаете, тасмин джнатэ’таваджнат, или, если вы Его не знаете, Он всё ещё здесь. Знаешь ли ты Его или не знаешь, Он по-прежнему здесь — состояние Шива-бхавы никуда не делось». (Шивадришти, 7.1)

Господь Шива никуда и никогда не уходит. Он всегда здесь. Это не зависит от нашего знания или незнания. И такого рода трактовка будет понятна только во время реализации Сознания Господа Шивы в самадхи. Когда вы входите в самадхи, вы чувствуете, что «Это уже было. Мне нечего было добиваться». Когда вы реализуете состояние Сознания Господа в самадхи, в это время в вашем уме возникает подобное воспоминание, где-то на заднем плане вашего ума, как бы на фоне: «Это уже было со мной. Это не ново. Я знаю это», а также «Я всю жизнь игнорировал Это. Я добровольно не хотел Этого осознавать».

Спанда-карики. Второй поток. Шлока 5
Спанда-карики. Второй поток. Шлока 5

iti vā yasya saṁvittiḥ krīḍātvenākhilaṁ jagat / sa paśyansatataṁ yukto jīvanmukto na saṁśayaḥ //5//

Если вы знаете, если вы осознаете таким образом, что Сознание Господа есть, если Оно известно вам, то Оно есть; если Оно не известно вам, то Оно по прежнему есть; даже если Оно игнорируется, Оно есть. Сознание Господа никогда не будет отделено от вашего индивидуального сознания.

Сознание Господа всегда здесь, потому что Оно есть жизнь индивидуальности. Индивидуальное сознание не будет жить без фона Сознания Господа.

И таким образом, если вы знаете, если вы понимаете шиваитскую философию (ити ва йасья самвитти, любой, кто знает путь), то вся эта Вселенская деятельность для вас станет просто игрой (кридатвенакхилам джагат). Реализованный Шива-йогин чувствует всё — хорошее или плохое, что бы он ни чувствовал в повседневной жизни — он чувствует, что это всего лишь игра Cознания Господа Шивы, это просто драма. Он чувствует и знает это, потому что он всегда бдителен и настроен на Божественное Сознание (са пашьян сатам йукто). Он дживанмукта (дживанмукто на, освобожденный при жизни), в этом нет никаких сомнений.

Спанда-карики. Второй поток. Шлока 6
Спанда-карики. Второй поток. Шлока 6

ayamevodayastasya dhyeyasya dhyāyicetasi / tadātmatāsamāpattiricchataḥ sādhakasya yā //6//

Когда йогин с полной решимостью садится в медитацию, он говорит: «Я не оставлю эту медитацию, пока не осознаю настоящую истину. Я не выйду из этого медитативного состояния. Я не оставлю свою работу. Я не оставлю медитацию, пока не реализую Сознание Господа Шивы». Когда садхака-йог садится для медитации и становится единым с Сознанием Господа, это означает, что в его уме произошел подъем Божественного Сознания (аямеваудайас-тасья дхейасья).

Дхейя означает упорную медитацию. На что нужно медитировать? На состояние Сознания Господа Шивы. Именно на это состояние следует медитировать и ни на что другое. Подъем Божественного Сознания в вас означает это определение (дхейя). Другими словами, это подъем состояния Сознания Господа. Каким образом?

Когда человек с такой решимостью садится для медитации, говоря: «Я получу Это», тогда он получает Это, он получает Это в самом начале своей медитации (тад атмата самапаттир иччата). Но подобная медитация должна быть сделана очень своеобразно, очень однонаправленно, это не рассеянная медитация. Например, десять минут ваше внимание здесь, двадцать минут там, вы держите свои часы и засекаете время медитации, затем постоянно смотрите на часы сколько вам ещё осталось сидеть. Это обычная рассеяная медитация, она бесполезна. Вы конечно можете посмотреть сколько времени медитировали, но дело не в этом. Вы должны медитировать с абсолютной решимостью что: «Я никогда не оставлю эту медитацию, пока не осознаю реальность Сознания Господа». Иными словами, вы сама решимость. И это будет означать, что такая решимость возникла на заднем (фоновом) плане вашего сознания — в абсолютной реальности Сознания Господа Шивы, и тогда вы обречены на успех.

Спанда-карики. Второй поток. Шлока 7
Спанда-карики. Второй поток. Шлока 7

iyamevāmṛtprāptirayamavātmano grahaḥ / iyaṁ nirvāṇadīkṣā ca śivasadbhāvadāyinī //7//

  • Иямева — это достижение амриты (нектара, высшего нектара бессмертия). Йогин, следуя путем садханы, достигает высшего нектара.
  • Айам эва атмано — это полный контроль вашего ума, это экстремальная однонаправленность вашего ума, достигнутая в непрерывной медитации.
  • Иям нирвана дикша ча — и эти достижения приводят к настоящему посвящению, которое приговаривает вас к освобождению, окончательному освобождению, возводящему вас в состояние Шива-бхавы (шива сат бхава).