Что-то тема растянулась у меня на несколько частей, а в процессе подготовки появилось еще много, о чем хотелось бы упомянуть. Но сегодня все же остановимся на нюансах предпринимательства.
Начну с простого – «обеляйтесь», благодаря оформлению самозанятости сейчас это сделать просто, быстро и не разорительно. Помните, как была реклама от налоговой службы: заплати налоги и живи спокойно. Налог на самозанятость составляет 4% при работе с физическими лицами и 6% при работе с юридическими лицами, при этом доход в год не должен превышать 2,4 млн.р. в год (это 200.000 р. в месяц, если считать с разбивкой). Неплохая может быть прибавка к зарплате, на мой взгляд. Есть разные сервисы, где можно оформить, я знаю, что такую услугу предоставляют банки Свербанк, Тинькофф, Алфа-Банк, но я в свое время просто скачала приложение «Мой налог» и продолжаю пользоваться им.
Еще раз хочу напомнить, что налог начисляется только в те месяцы, в которые была продажа. Условно, в декабре Вы выставили счет на 15.000 р., в январе с Вас спишут налог. Если никаких операций не было, то и начислений тоже не будет, так что не бойтесь и смело оформляйте. Выставляйте сначала счет и уже при получении денег – чек, если Вы делаете чек, то оплата считается полученной.
БОНУС-полезность: Кстати, я тут общалась с крутым бухгалтером, и она мне поведала, что есть и самозанятое ИП и никаких деклараций при такой форме сдавать не нужно, а статус при этом будет ИП.
А еще поделилась лайфхаком, что если доход от самозанятости в месяц больше 80.000 рублей, то выгоднее переходить на ИП УСН, если для Вас важна будущая пенсия (при УСН платятся страховые взносы).
- И, конечно, я захотела сделать с ней запись, чтобы подробнее расспросить, ибо информацию о том, как это сделать и что лучше, получить можно по крупицам, а в нашем диалоге, будет все в одном месте. Выпуск планирую в в конце февраля/марте, здесь выложу подкаст.
Второе из простого – в Москве есть сервисы МБМ и МСП, которые нацелены на помощь предпринимателей. Очень рекомендую зарегистрироваться на сервисах и у Вас будет возможность совершенно бесплатно получать помощь разного рода. Я сама пока активно пользуюсь только обучающими мероприятиями, а еще выставлением «красивых» счетов, если Заказчики этого требуют. Но что касается обучения, есть как онлайн, так и офлайн истории, на которых Вы можете не только получить полезные знания и начать отрабатывать навыки, но и это отличный способ тренироваться в нетворкинге. Но про нетворкинг, у меня будет тоже отдельный пост.
А теперь перейдем к более сложным нюансам, и они касаются маркетинга. И вот тут первое, что важно понять – это кто Ваша целевая аудитория. Знание своей целевой аудитории даст возможность продавать легче. Не бойтесь уходить в нишу, когда продукт «для всех», он не бьет по целям, он растворяется в куче других предложений.
Изучая целевую аудиторию ответьте себе на вопросы (да-да, вот прямо сейчас, возьмите лист бумаги и начинайте писать):
1. Кто будет у Вас покупать и почему?
2. Это мужчина или женщина?
3. А какой возраст?
4. А какой социальный статус? (они в браке, свободные, в отношениях? А может в разводе или просто одиноки?)
5. А какой у них уровень дохода?
6. В какой сфере они работают?
7. Какую музыку слушают?
8. Читают ли они?
9. Есть ли у них машина? И если есть, то какая?
10. Как они проводят свободное время?
11. Какие у них могут быть ценности?
12. Какие у них могут быть проблемы?
13. Любят ли они спорт? Или любят смотреть сериалы? А может и то, и другое?
14. Пользуются ли они кредитами? И если пользуются, то это постоянное или только на крупные покупки?
15. А может они ЗОЖники? Или, наоборот, приверженцы бодипозитива? Или и вовсе страдают от избыточного веса?
Вопросов может быть еще очень много (и тут у меня возникла мысль сделать запись еще и с маркетологом. Надо? А я все равно сделаю, если уж причинять пользу, то по полной).
Как только Вы ответили себе на вопрос – кто Ваша целевая аудитория, можно переходить к ее изучению. И вот тут начинается самое интересное, а как же ее изучать?
Начните с малого, оглянитесь вокруг и посмотрите, кто их Ваших знакомых подходит под описание Вашей целевой аудитории? А может кто-то из друзей-друзей? Попросите рекомендации, сделайте пост в социальных сетях с просьбой о помощи. Люди любят помогать, особенно если за это им предложат какой-то бонус (так что подумайте о бонусе). Чем большее количество человек Вы исследуете, тем более качественная картинка у Вас будет. Но начать можно и с 10 человек, чтобы почувствовать вкус, и первая картинка уже сложится.
Изучение целевой аудитории процесс не простой. Основная рекомендация – не задавайте вопросы в лоб. Не нужно уточнять – а сколько ты зарабатываешь в месяц? Во-первых, это не очень этично, а во-вторых, этот вопрос просто напрягает, даже если его задают близкие люди, чего уж говорить о просто знакомых. Также не рекомендую задавать вопрос – вот у меня такой продукт, ты бы купил? В 95% Вам скажут, конечно!!! Но имейте, ввиду, скажут Вам об этом, просто чтобы поддержать и не обидеть, а не потому, что хотят купить (помните об этом!). А чтобы лучше научиться задавать вопросы, в изучении своей ЦА, я рекомендую прочитать книгу «Спроси маму».
БОНУС-полезность: Для тех, кто продает собственные услуги, есть и экспресс ЦА, которым со мной поделилась великолепная Мария Леонтьева, когда я проходила ее курс. Задайте им всего 3 вопроса:
Какие мои качества как ….. (вставьте кого: профориентолога, таролога, консультанта, коуча, астролога, нутрициолога и т.д.) Вы можете выделить?
С какими задачами Вы бы охотнее всего обратились ко мне?
В каких социальных сетях Вы проводите больше времени?
Когда я проходила трекинг в бизнес-песочнице, одно из заданий было также изучить конкурентов. В моей голове было, что-то вроде: «Оййй, я итак знаю свои конкурентов, я знаю, самое важно, какая стоимость услуг» и я собственно, даже не планировала этим заниматься, если бы это не было обязательным заданием, так что пришлось садиться и делать (спасибо, комплекс отличницы, хоть здесь ты пригодился). И как же много мне удалось узнать о своих конкурентах, а главное полезно и интересно. Так что следующий шаг - изучите своих конкурентов. Их может быть вагон, но выберите для начала десяток тех, с кем ВЫ будете конкурировать.
Помните, недостаточно просто побродить по сайту пару минут, это точно Вам ничего не даст. Выберете время, как минимум час в день на изучение конкурентов. В зависимости от конкурента, у меня на изучение только одного уходило от 40 до 60 минут. Так что сели, сделали себе табличку в excel и поехали.
Что важно ВАМ в изучении ИХ?
В моей табличке было следующее: Название, ссылка на сайт, насколько удобный сайт, есть ли ссылки на соц.сети, есть ли описание компании/специалиста, какой сегмент целевой аудитории, какое предложение и УТП (уникальное торговое предложение, что отличает их от всех других), какие цены, есть ли блог, какая воронка продаж (в идеале пройдите эту воронку, это тоже крутое знание), какие есть недостатки, и, безусловно, какие возникают идеи для внедрения у себя?
Изучили ЦА и конкурентов? Можно приступать к собственным преимуществам. Подумайте, чем отличается Ваш продукт? Как Ваш продукт может помочь Вашим клиентам, какую их «боль» он закроет? Может Вы занимаетесь экскурсиями и проводите их по неизбитым маршрутам? А может как психолог Вы помогаете преодолеть страх самозванца? Или как джобхантер умеете находить идеальную работу для клиентов?
Если у Вас продукт – подумайте о доставке, как она будет осуществляться? Вы будете это делать сами или нанимать курьерские службы или сервисы доставки?
Если у Вас услуги – Вы будете работать онлайн или оффлайн? В каком месте и есть ли у Вас адекватное рабочее место?
И напоследок, но тоже очень важное! Подумайте о Ваших расходах: нужно ли закупить оборудование, а может пройти какой-то курс, или оплатить какие-то сервисы/агрегаторы, или закупить рекламу.
О том, как я чуть не профакала свой рекламный бюджет, нарвавшись на не самого честного подрядчика, я тоже как-нибудь сделаю пост)
А пока я желаю удачи всем начинающим предпринимателям, я верю, что все получится!
P.S. чуть не забыла еще одну важную вещь!!!! СТАВЬТЕ ЦЕЛЬ! Сколько хотите продавать, сколько хотите зарабатывать ежемесячно от Вашего бизнеса. Не забывайте про реалистичность и достижимость своей цели. Конечно, мы все хотим сразу и много, но чаще срабатывает по принципу «курочка по зернышку клюет».