Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«От взгляда смерти не уйти»: Олег Видов в Югославии

"В маленьком сербском городке у подножия Рудницких гор можно встретить на улице симпатичного русского парня в немецком офицерском мундире, но никого это не смущает, все отлично знают. что Олег Видов снимается в фильме «От взгляда смерти не уйти», в съемках которого принимает участие почти все население Льига. Горожане здороваются с Олегом Видовым, дружески хлопают его по плечу, спрашивают о здоровье и, как родного, приглашают в свои дома на чарку знаменитой сербской сливовицы.

-2

Впервые мы встретились с Олегом Видовым месяца два назад. в заброшенном горном городке Верхний Вакуф. где он снимался в одной из главных ролей в фильме «Битва на Неретве» — грандиозной эпопее о решающем сражении югославской революции. Затем И. Живанович пригласил Олега о свой новый фильм «От взгляда смерти не уйти», и, не успев еще закончить съемки в поэтической роли молодого партизанского комиссара в «Битве на Неретве». Видов уже надел на себя мундир немецкого офицера, а вскоре начнет сниматься в фильме дебютанта Николы Раича «Есть любовь, нет любви».

-3

Когда мы начали наш разговор. Олег не мог скрыть удовольствия оттого. что его слова будут опубликованы а «Советском экране». Он отдал честь и весело сказал:

— Всегда готов, товарищ журналист! Задавайте вопросы.

Было странно видеть эти веселые глаза под низким козырьком немецкой фуражки. И именно с этого я начал беседу.

— Довольно трудно привыкнуть и вашему превращению из партизана в немецкого офицера. Как вам удается переходить от одного образа к другому?

—'Роль комиссара Николы прямо противоположна «моему» немцу. И если для меня есть в них что-то общее, то это — желание набежать банальности и стереотипности. Ведь уже же тысячи раз в кино появлялись благородные партизаны и безжалостные гитлеровцы. Мне хочется сыграть эти роли так, чтобы они звучали современно. чтобы они чем-то волновали ребят моего поколения, не знавших войны.

-4

—   В чем вы видите смысле вашей роли в фильме "От взгляда смерти не уйти»?

—   Я вижу человека, которому всё позволено, который использует свое положение в жестоких обстоятельствах войны, чтобы обогатиться и жить в свое удовольствие. Вся философия этого человека и заключается в двух словах — деньги и наслаждение. Его не интересуют политика, идеология. Война развязывает в нем наиболее бесчеловечные страсти, выводит на поверхность все злые и животные инстинкты. Внешне он симпатичен и обаятелен, но его поступки и дела отвратительны. Точнее говоря, его лицо — маска, за которой стоит подлинный лик войны. А убив свою Душу, уже нетрудно убивать души других. Эта роль сложна и потому так привлекательна. К тому же вся картина «От взгляда смертиние уйти» — картина антивоенная, и мое участие а ней дает мне возможность сказать и свое слово по этому поводу.

—   Научились ли вы чему-нибудь новому, работая с югославскими режиссерами?

—   У каждого режиссера своя манера работы с актером. Когда актеру везет, и он работает с мастером, он учится легче вступать в контакт с ним, учится понимать задачу фильма, его идею и. естественно, учится ремеслу, становится настоящим профессионалом. Живанович очень внимательный и настойчивый режиссер, и поэтому с ним интересно и поучительно работать. Я не хотел бы, чтобы мои слова прозвучали простой любезностью, но, говоря от всего сердца, здесь я себя чувствую нам дома. Я намеренно живу не в гостиницах, а на частных квартирах, чтобы лучше слышать язык и узнавать обычаи. Ваш народ всюду принимает гостей с открытым сердцем, оказывает внимание, как своим. И мое участие в ваших фильмах — лишь малая возможность ответить ему" (Ангелус Й. Интересно сниматься в фильмах друзей // Советский экран. 1968. № 13).

P.S. Фильм «От взгляда смерти не уйти» вышел на экраны Европы под названием «О причине смерти не упоминать».