«Наша печать уже не раз сообщала о целой серии фальсификаторских «военных» фильмов англо-американского производства, стремящихся обелить и реабилитировать «подвиги» гитлеровских вояк в дни минувшей войны.
Это началось … американской картиной «Роммель — лис пустыни», это продолжается и сегодня, чему примером такая грандиозная по масштабам и лжи фальсификация истории, как картина «Самый длинный день» — о высадке англо-американских войск в Нормандии.
Сейчас печально известный продюсер серии фильмов о шпионе Джеймсе Бонде Гарри Зальцман руководит съемками оголтело фальсификаторской картины «Битва за Англию».
А на очереди — «Битва за Арнгейм», «Битва под Монте-Кассино», «Битва за Эль- Аламейн.
Вновь, как двадцать восемь лет назад, летят над Лондоном и Ковентри черные кресты гитлеровских «хейнкелей» и «мессершмиттов». Над восстановленными городами, над родившимися после войны англичанами — над теми же объектами, над тем же народом. Более сотни подлинных самолетов, до сих пор состоящих на вооружении франкистской Испании, взяты напрокат постановщиками батальной картины «Битва за Англию», рассказывающей о тех днях, когда летчики «РАФ»— королевских военно-воздушных сил — закрыли небо над Англией от вражеских бомб и десантников.
Впрочем, об этом в фильме ни слова. Он о другом, и не случайно печать ФРГ с восторгом пишет об этой картине, подчеркивая ее роль в реабилитации гитлеровского «люфтваффе». И это объяснимо: военные фашистского рейха давно мирно соседствуют в НАТО с представителями английской авиации. «Это фильм без «черных характеров» и старых схем», — подчеркивает западногерманская газета «Бунте иллюстрирте», замечая, что дополнительной гарантией «разумного» освещения событий недавнего прошлого в «Битве за Англию» является участие в съемках группы бывших гитлеровских генералов во главе с любимцем Гитлера генерал-майором Адольфом Галландом, а также одним из главных исполнителей плана уничтожения Англии, Тео Остеркампом.
И надо сказать, что эти «советники» недаром едят свой хлеб: ознакомившись со сценарием картины, Галланд потребовал изъятия из него всех сцен, «очерняющих» бывших гитлеровских пилотов и обвиняющих их в нарушении женевских конвенций о гуманном ведении военных действий.
Убраны сцены, представляющие в отрицательном свете фельдмаршалов авиации Мильха и Кессельринга, ответственных за гибель десятков тысяч людей в СССР, Польше, Франции, Италии и в самой Англии при варварских бомбардировках городов и сел.
Как пишет журнал «Дер Шпигель», Галланд с возмущением прервал съемки сцены, в которой маршал Геринг выглядел недостаточно почтенно для руководителя немецкой авиации. Затем Галланд потребовал вычеркнуть из сценария все диалоги британских пилотов, в которых немцы назывались «кровавыми гуннами», «варварами», «бандитами». Добившись своего, Галланд потребовал далее исключения эпизода, в котором гитлеровские летчики расстреливают английских авиаторов, выбросившихся с парашютами из горящих самолетов. «Ни я, ни мои друзья не знаем ни одного подобного случая», — заявил Адольф Галланд.
После этих «консультаций» западногерманские газеты «Вельт ам Зоннтаг» и «Бунте иллюстрирте» не без патетики отмечают, что «на съемках царила атмосфера дружбы и взаимопонимания среди бывших противников».
Чтобы подчеркнуть «джентльменский» характер воздушных дуэлей между немцами и англичанами, авторы фильма пригласили в качестве консультанта одного из известнейших британских асов, Роберта Стенфорда-Тьюка, снявшегося для пущей рекламы вместе с Галландом в кабине «мессершмитта».
Этот снимок пресса ФРГ опубликовала под заголовком «Прежде враги—ныне друзья», добавляя, что оба пилота уже дважды встречались лицом к лицу. В первый раз это случилось во время войны, когда Стенфорд-Тьюк был подстрелен над Германией, попал в плен, где его допрашивал Галланд. Во второй раз колесо фортуны повернулось на сто восемьдесят градусов: после поражения Германии в плен попал Галланд, а допрашивал его Стенфорд-Тьюк. И, как утверждает «Вельт ам Зоннтаг», «в обоих случаях встречи состоялись в атмосфере взаимного уважения».
Таким образом, «Битва за Англию» станет для гитлеровских асов свидетельством их рыцарства и благородства. И, если бы не было руин Ковентри и Лондона, можно было бы подумать, что бои над британскими островами были своего рода теннисным матчем, в котором из двух равных партнеров победил сильнейший.
Премьера этой фальсификаторской картины должна состояться в Лондоне 15 сентяб-ря 1969 года, в двадцать девятую годовщину окончания воздушной битвы за Англию, и авторы ее надеются побить все кассовые рекорды. Но уже сегодня, в двадцать восьмую годовщину поражения гитлеровской авиации, «Битва за Англию» побила рекорд лжи и клеветы на героев минувшей войны, рекорд возмущения и протестов прогрессивной печати Великобритании и ФРГ» (Лесовой М. Кто выиграл битву за Британию? // Советский экран. 1968. 17: 12)