В рамках форума “Дня звезд российского консалтинга” на выставке “Петерфуд-2022” основательница LLC “Formater Consulting”, Наталья Чичук выступила с докладом “Кардинальные изменения в рознице от retail-форматов до категорий”. В этой статье мы делимся главными тезисами выступления эксперта по созданию и развитию современного ритейла.
Что происходит на FMCG-рынке
- Ускорение инфляции - глобальный тренд FMCG-рынка
- Покупатели всего мира ощущают рецессию и тщательнее следят за повседневными тратами. Они не планируют увеличить расходы.
- Основные стратегии экономии связаны с ценами и промо: покупатели ищут товары по сниженным ценам, покупают только необходимое.
- Люди переключаются на более доступные магазины, ищут СТМ и более дешевые бренды, переходят на более низкие ценовые сегменты при сохранении качества товара, отказываются от дополнительных категорий.
- Потребление базовых категорий не снижается, большинство потребителей продолжает пробовать новинки
- Конкуренция усиливается как между форматами, так и между категориями и брендами
FMCG-рынок остается более стабильным по сравнению с другими индустриями
Хард-дискаунтеры завоевывают покупателей
По данным NielsenIQ, дискаунтеры и онлайн-магазины стали лидерами по приросту частоты покупок среди retail-форматов. Покупатели посещают дискаунтеры и онлайн-площадки в среднем на 20% чаще, чем 3 месяца назад.
В среднем потребитель посещает данные сети 3-4 раза в месяц.
Хард-дискаунтер характеризуется экономией на персонале, выкладке продукции, узким ассортиментом товаров потребительской корзины. К таким сетям относятся Fix Price и Светофор. Корзина покупателя хард-дискаунтера чаще всего включает бакалею, кондитерские изделия и молочные продукты.
Розничные магазины продолжают развитие
Но и магазины по-прежнему имеют решающее значение для потребительского опыта. Их количество продолжает расти вместе с отраслью, несмотря на растущую долю электронной коммерции. Более 80% всех покупок совершаются в магазинах.
- Открытие магазинов по-прежнему сосредоточено в компактных и дискаунтерных форматах.
- Большинство розничных сетей развивают собственный онлайн канал продаж или находят партнеров в онлайн среде, чтобы предлагать omni-опыт покупок.
- Онлайн-ритейлеры, в свою очередь, изучают направления развития офлайн-канала продаж, а именно магазинов.
Магазинов открывается в разы больше, чем закрывается.
Синергия онлайн и офлайн продаж
Ритейлеры переосмысливают предложения в представленных форматах, чтобы удовлетворить потребителей как в Интернете, так и в магазинах, создавая интегрированный опыт. Эта трансформация продвигается за счет инновационного мышления и разумных инвестиций, которые улучшают качество обслуживания покупателей, независимо от того, как и где они хотят делать покупки.
8 из 10 ведущих веб-сайтов электронной коммерции управляется розничными сетями, которые также управляют физическими магазинами.
Тренд на развитие омниканальных технологий, стратегии и инновации
Ожидания потребителей в отношении совершения покупок меняются. Розничные сети будут присутствовать везде, где находятся их покупатели.
Переход от безналичных магазинов до мета-вселенной. Розничным сетям предстоит обеспечить новый беспроблемный опыт покупок.
Поскольку революционные изменения поощряют инновации, маркетинговые технологии дают ритейлерам дополнительные преимущества. Появляется возможность быстрого внедрения инноваций:
- поддержание роста аутентичного контент-маркетинга
- повышенный спрос на чат-ботов
- более широкое использование голосового поиска
- большое внимание к анализу данных, связанному с намерениями потребителей
- более широкое использование маркетинга в социальных сетях
- большое внимание пользовательскому опыту
Тренд на развитие покупательского опыта
- Создание легкого и приятного опыта покупок в розничных форматах важнее и сложнее, чем когда-либо прежде
- Ожидания покупателей стремительно растут, что требует более качественного обслуживания
- Решения нового поколения, в частности технологии виртуальной и дополнительной реальности
- Превращение заботы о покупателях в движущую силу, которая приводит к сокращению затрат, а также к усилению удержания покупателей.
Тренд на развитие гиперперсонализации, новых платежных экосистем
Управление взаимоотношениями с покупателями сегодня является предметом, который отражает гораздо более широкую деятельность, чем просто отношения. При этом важно интегрировать все инструменты сбора и анализа данных, чтобы с большей точностью ориентироваться на потребителей.
За последние несколько лет мы стали свидетелями значительного изменения платежных привычек, предлагая множество способов покупать и продавать, поставлять и получать, жертвовать, инвестировать, сохранять и т.д.
Важно интегрировать и адаптировать под ваш бизнес современные тенденции в области платежей и финансовых технологий, которые влияют на розничную торговлю.
Источник: выступление Натальи Чичук на открытой деловой программе "Торговля Большого Города" в рамках Международной продовольственной выставки "Петерфуд-2022".