Найти тему
Peterfood

Наталья Чичук: Тренды и тенденции, формирующие будущее розничной торговли

В рамках форума “Дня звезд российского консалтинга” на выставке “Петерфуд-2022” основательница LLC “Formater Consulting”, Наталья Чичук выступила с докладом “Кардинальные изменения в рознице от retail-форматов до категорий”. В этой статье мы делимся главными тезисами выступления эксперта по созданию и развитию современного ритейла.

Наталья Чичук - основатель  LLC “Formater Consulting”
Наталья Чичук - основатель LLC “Formater Consulting”

Что происходит на FMCG-рынке

  • Ускорение инфляции - глобальный тренд FMCG-рынка
  • Покупатели всего мира ощущают рецессию и тщательнее следят за повседневными тратами. Они не планируют увеличить расходы.
  • Основные стратегии экономии связаны с ценами и промо: покупатели ищут товары по сниженным ценам, покупают только необходимое.
  • Люди переключаются на более доступные магазины, ищут СТМ и более дешевые бренды, переходят на более низкие ценовые сегменты при сохранении качества товара, отказываются от дополнительных категорий.
  • Потребление базовых категорий не снижается, большинство потребителей продолжает пробовать новинки
  • Конкуренция усиливается как между форматами, так и между категориями и брендами
FMCG-рынок остается более стабильным по сравнению с другими индустриями

Хард-дискаунтеры завоевывают покупателей

По данным NielsenIQ, дискаунтеры и онлайн-магазины стали лидерами по приросту частоты покупок среди retail-форматов. Покупатели посещают дискаунтеры и онлайн-площадки в среднем на 20% чаще, чем 3 месяца назад.

В среднем потребитель посещает данные сети 3-4 раза в месяц.

Хард-дискаунтер характеризуется экономией на персонале, выкладке продукции, узким ассортиментом товаров потребительской корзины. К таким сетям относятся Fix Price и Светофор. Корзина покупателя хард-дискаунтера чаще всего включает бакалею, кондитерские изделия и молочные продукты.

Выступление Натальи Чичук  на открытом форуме "Торговля большого города"
Выступление Натальи Чичук на открытом форуме "Торговля большого города"

Розничные магазины продолжают развитие

Но и магазины по-прежнему имеют решающее значение для потребительского опыта. Их количество продолжает расти вместе с отраслью, несмотря на растущую долю электронной коммерции. Более 80% всех покупок совершаются в магазинах.

  • Открытие магазинов по-прежнему сосредоточено в компактных и дискаунтерных форматах.
  • Большинство розничных сетей развивают собственный онлайн канал продаж или находят партнеров в онлайн среде, чтобы предлагать omni-опыт покупок.
  • Онлайн-ритейлеры, в свою очередь, изучают направления развития офлайн-канала продаж, а именно магазинов.
Магазинов открывается в разы больше, чем закрывается.

Синергия онлайн и офлайн продаж

Ритейлеры переосмысливают предложения в представленных форматах, чтобы удовлетворить потребителей как в Интернете, так и в магазинах, создавая интегрированный опыт. Эта трансформация продвигается за счет инновационного мышления и разумных инвестиций, которые улучшают качество обслуживания покупателей, независимо от того, как и где они хотят делать покупки.

8 из 10 ведущих веб-сайтов электронной коммерции управляется розничными сетями, которые также управляют физическими магазинами.

Тренд на развитие омниканальных технологий, стратегии и инновации

Ожидания потребителей в отношении совершения покупок меняются. Розничные сети будут присутствовать везде, где находятся их покупатели.

Переход от безналичных магазинов до мета-вселенной. Розничным сетям предстоит обеспечить новый беспроблемный опыт покупок.

Переговоры поставщиков с закупщиками розничных сетей в Центре Закупок Сетей
Переговоры поставщиков с закупщиками розничных сетей в Центре Закупок Сетей

Поскольку революционные изменения поощряют инновации, маркетинговые технологии дают ритейлерам дополнительные преимущества. Появляется возможность быстрого внедрения инноваций:

  • поддержание роста аутентичного контент-маркетинга
  • повышенный спрос на чат-ботов
  • более широкое использование голосового поиска
  • большое внимание к анализу данных, связанному с намерениями потребителей
  • более широкое использование маркетинга в социальных сетях
  • большое внимание пользовательскому опыту

Тренд на развитие покупательского опыта

  • Создание легкого и приятного опыта покупок в розничных форматах важнее и сложнее, чем когда-либо прежде
  • Ожидания покупателей стремительно растут, что требует более качественного обслуживания
  • Решения нового поколения, в частности технологии виртуальной и дополнительной реальности
  • Превращение заботы о покупателях в движущую силу, которая приводит к сокращению затрат, а также к усилению удержания покупателей.

Тренд на развитие гиперперсонализации, новых платежных экосистем

Управление взаимоотношениями с покупателями сегодня является предметом, который отражает гораздо более широкую деятельность, чем просто отношения. При этом важно интегрировать все инструменты сбора и анализа данных, чтобы с большей точностью ориентироваться на потребителей.

За последние несколько лет мы стали свидетелями значительного изменения платежных привычек, предлагая множество способов покупать и продавать, поставлять и получать, жертвовать, инвестировать, сохранять и т.д.

Важно интегрировать и адаптировать под ваш бизнес современные тенденции в области платежей и финансовых технологий, которые влияют на розничную торговлю.

Источник: выступление Натальи Чичук на открытой деловой программе "Торговля Большого Города" в рамках Международной продовольственной выставки "Петерфуд-2022".