Мученицу Перпетую мало кто знает. Однако она и те, кто пострадал вместе с ней, могли бы стать очень близкими и понятными современным людям. Особенно молодым мамам. Ее день памяти приходится на 14 февраля.
Мы плачем над блокадным дневником Тани Савичевой, над свидетельствами узницы концлагеря Анны Франк. А есть подобные документы из недосягаемого, кажется, прошлого — из первых веков христианства. Знатная молодая патрицианка Фивия Перпетуя, жившая в начале III века, перед казнью вела дневник.
Это было в Африке — в Карфагене, подчиненном тогда Римской империи. Император Септимий Север не преследовал христиан. Но велел предавать смертной казни всех, кто только собирается принять Крещение.
Перпетуе было 22 года. Она недавно родила сына. Мужа рядом не было. Вероятно, он погиб на войне. Она, супружеская пара ее рабов, ожидающих малыша, и еще двое благородных молодых людей как раз готовились к принятию таинства.
Отец Перпетуи был членом городского совета. Он знал об этой ситуации и очень просил дочь отказаться от задуманного. Перпетуя страдала, жалея седого отца и грудного сына. Но отказаться ради них от Христа не смогла.
Крещение она приняла вместе с другими оглашенными уже будучи под арестом. Это было воспринято как откровенный вызов. И решение суда повергло всех, кто с детства знал Перпетую, в ужас. Казнь молодых людей, среди которых была беременная, должна состояться на арене цирка в день рождения императорского сына. Это значило то, что христиан растерзают дикие звери.
В своем дневнике Перпетуя писала: «И я проснулась и поняла, что буду бороться не со зверями, но с дьяволом. И я знаю, что меня ждет победа».
Перпетуе тайком приносили малыша на кормление. Но вскоре ее младенчик отказался от груди. О Филицитате все молились, чтоб успела родить до дня казни. Так и произошло. И когда она стонала от схваток, один из тюремщиков сказал: «Ты, которая так страдаешь сейчас, что же станешь делать, когда будешь брошена диким зверям, которых ты так презирала, когда отказывалась принести жертву?» Фелицитата отвечала: «Сейчас страдаю я, а там со мной будет страдать Другой, так как я готова страдать с Ним». Девочку, рожденную Фелицитатой, взяла к себе добрая женщина и воспитала как родную дочь.
Один из стражников, видя, как накануне казни молодые люди совершают богослужение, принял решение выйти на арену месте с ними. Его звали Пуденс.
Филицитата и Перпетуя — две молодые матери — часто изображаются на иконах вместе. И в них — особый дар. Образ того материнства, которое преодолевает земные страхи, преображает тех, кто вокруг. Материнства побеждающего.
© Мария Тряпкина
Издательство «Вольный Странник»