Найти тему
Пасека "Красная нива"

Ремонт экскаватора в мороз

Ну не вгрызался ковш драглайна у Пашки на экскаваторе на нужную глубину при погрузке гравия из реки в машины. Машин было много- из "Сельхоз техники" из "Сельхоз химии" .Совхоз "Мичуринец", у которого было сто машин и сто тракторов. Совхоз "Советская Сибирь" и "АТП"...Это только крупные предприятия его родного села "Алтайское". Всем хотелось заработать. Кто-то брал попутный груз- стоящий на трассе гаишник Борис Петрович заворачивал тех, кто хотел прошмыгнуть мимо экскаватора и не захватить попутный груз...Зима и лето- два года уже засыпали гравием поднятое полотно дороги до села "Советское "советского района, смежного с Алтайским. Машины брали попутный груз, при проезде в город Бийск. Уже два года строилась дорога, которую до этого задувало в зимние бураны и приходилось ехать по колее...

Старый двигатель КДМ тихоходный, низкооборотистый .Стоящий на двигателе насос НШ-46 не обеспечивал нужного давления .Пашке приходилось по нескольку раз закидывать ковш и скрести неподатливый грунт. Чтобы зубья ковша не сшаркивались, сварщик наплавил их электродами с сормаидом.

И вот зима, мороз, притащили экскаватор на ремонт. А так как его габариты-ЗО 651 марки не входили, подтащили к мастерским.

Замасленная телогрейка, чёрные от мазута голые руки...Неунывающий Пашка- весельчак...

Подойдёт, бывало, механак Анатолий Михалыч- кулаки сжатые в провисших перчатках держит.

Ну как у тебя голые руки к железу не прилипают и не мёрзнут!

А ты мне верхонки со склада дал?

Спрашивает мысленно Пашка, улыбаясь в ответ...

Вот двигатель снимай, мы решили трактор - сотку- списать. С неё движок и поставишь заместо своего.

Слил Пашка на землю залитую на зиму в радиатор солярку. Потекла густой струёй. Стал пускач откручивать ключом рожковым на тринадцать. Засунет руку, оголив её по локоть и крутит по пол четверти оборота ненавистную очередную гайку. Это было самым муторным и долгим- открутить пускач. Был он тяжеленным и Пашка, наконец, вывернул его на стоящую внутри подставку. Отсоединил прорезиненные ленты, снял кожух с цепи и саму уже порядком вытянутую четырёх. рядную цепь. Снял насос с самодельной, придуманной Пашкой соединительной муфтой , шланги к радиатору, крепёжные к раме болты...

Подъехавший на кране Женька, жена которого корчила Пашке рожи, поднял наконец- то отсоединённый двигатель- тихоходный, низкооборотистый Кдм. На холостом ходу, без оборотов, он работал на двух форсунках для экономии солярки, которую Пашка иногда сливал на землю...

Завели его однажды в бухгалтерию-

Смотри, у тебя всё красно- ты что, на воде работаешь, такая экономия...

Ну перепишите мою экономию грейдеристу- у него перерасход топлива...

Хорошо, потом какой- то умный человек придумал талоны. Проштампует их Пашка данной ему печатью под присмотром. Выйдет на крыльцо, разорвёт эту пачку на двести выданных литров и бросит вверх...

Сливать уже ничего не надо. Да и шофера не стали в кусты у экскаватора заезжать...чтобы тоже слить бензин уже.

Часто потом Павел вспоминал , как откручивал сливную пробку с бака на семьсот литров и уходил...Вспоминал, когда у него появился дизельный "Ниссан-террано".

Открутил скоростной двигатель с трактора "С-100. Краном поставили на экскаватор...Подвешал Пашка под картер ведро с подожжённой в нём соляркой- масло застывшее прогреть. Щуп показал двойную мерку... Пашке не терпелось проверить и он завёл пускач, дёргая его за рукоятку.

Мотор запел! Радости Пашкиной не было предела! Высыпали из кузницы мужики, стоящие на ремонте.

Двигатель поработал и "подавился" как кто- то произнёс. Прибежал механик...

Вскрывай поддон, сливай масло- будем вкладыши смотреть...

В открытое отверстие полилась сначала вода, потом водо- масляная эмульсия...

Коренной заклинило- вот гад так гад- причитал механик. Увольнялся, воды налил..

Пришлось Пашке всё снова да ладом, как говорится...