Правление Василия Третьего было долгим 28 лет и немало случилось за годы его правления. Войны, пожары, победы (присоединены Псков и Смоленск), градостроительство, и казалось бы семейное дело -развод.
Но развод того времени - это дело не семейное, а государственное. В этом разводе, казалось бы частном деле, неожиданно скрестилось многое. "Нестяжательство" и "иосифлянство", взгляды на природу и пределы высшей государственной власти, на права и обязанности государей перед народом.
Почти 20 лет прожили в любви и согласии Василий и Соломония, но детей не было. Если бы это была частная семья, то может и ничего страшного, но в данном случае нет наследников.
Василий Третий стал думать о разводе, многие бояре его в этом поддерживали, но не все. Против развода выступили Берсень Беклемишев, Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Семен Курбский и другие. Они единодушно осудили стремление Василия Третьего развестись с законной супругой. Против развода выступили именно "нестяжатели". По тем временам развод был возможен или в случае измены одного из супругов или покушения на жизнь, а бесплодие не являлось основанием. Потому, что такова воля всевышнего.
Что отстаивал Вассиан Патрикеев? Высший нравственный закон которому подчиняются все люди - независимо от того места которое они занимают на общественной лестнице: царь, боярин или простой крестьянин. Не закон должен подчиняться власти, а власть, пусть самая высокая - царская должна подчиняться закону - в этом и состоял смысл борьбы Патрикеева и его единомышленников.
Поэтому Василий Третий уже оставил свои симпатии к "нестяжателям", отобрать земли у церкви все равно не возможно, но зато "иосифляне" идут на любые компромиссы, к тому же, что царь -это помазанник божий на земле, эту концепцию как раз обосновали "иосифляне", ее основоположник Иосиф Волоцкий.
Дело о разводе получило политическую окраску и предопределило дальнейшее развитие русского государства. Когда во главе церкви стал "иосифлянин" Даниил, был выбран одной только волею великого князя, фактически церковь стала служить интересам воли самодержавца. Даниил сделал крупный вклад в дело превращения церкви в служанку государственной власти. Даниил согласился стать клятвопреступником выдав охранную грамоту Шемячичу, который был сразу арестован при въезде в Москву. Шемячич был сразу посажен в темницу, где и закончилась его жизнь. Константинопольский патриарх запретил развод великому князю Василию, но митрополит Даниил все взял на себя и разрешил развод и вторичный брак.
С приходом на кафедру митрополита Даниила участь Соломонии была предрешена, но не только ее участь но и тех кто ее защищал. Первой полетела голова Берсеня Беклемишева. То есть началась расправа с политическими врагами. Затем началось дело против Максима Грека, очень авторитетного и уважаемого в русском обществе человека. После расправы с двумя главными противниками развода развод с Соломонией был уже делом легким и быстрым.
Есть две версии. Одна официальная, летописцы утверждали, что Соломония была согласна постричься так как очень хорошо понимала свой гражданский долг, уступить место той, которая могла родить наследника. И другая версия, основанная на слухах и сплетнях переданных в записках Герберштейна. Со слов Герберштейна Соломонию постригли насильно, будто она сбросила с себя клобук и начала топтать его ногами, а Иван Шигона, доверенный слуга великого князя стал бить ее плетьми. Государыня крикнула: "Как ты смеешь?" - и тот ответил "Именем государя". Княгиня залилась слезами и позволила надеть на себя монашескую одежду. При этом будто бы она сказала: "Бог видит и отомстит моему гонителю".
Я не буду здесь рассматривать слухи о беременности Соломонии, рождении Георгия, якобы тот же Иван Шигона спас ребенка, хотя должен был его убить по приказу Елены Глинской, и будто сын Соломонии в будущем стал разбойником Кудеяром, которого боялся Иван Грозный. Все это исторические слухи, красивые легенды, может романтический вымысел. Но после заточении Соломонии в монастырь и рождении наследника у Василия Третьего Ивана Четвертого началось новое дело: расправа с Патрикеевым. Рождение сына дало Василию III уверенность и силу окончательно сокрушить своих врагов, чтобы никому не повадно было усомниться в законности права на престол новорожденного.
В мае 1531 года начался суд над бывшем любимцем Вассианом Патрикеевым, а вслед за ним новый суд над Максимом Греком. В вину были поставлены не сопротивление разводу князя, не нарушение закона, а вольнодумство. Хотя в "Выписи" говорится прямо, что опале Вассиан подвергся за попытку отговорить князя от развода. Вассиан был обвинен в церковной ереси, в порче святой книги "Кормчей книги", которую он переводил, куда он вносил свои поправки, хотя книгу он переводил 10 лет назад.
В своих посланиях к Ивану Грозному Андрей Курбский поставит впоследствии гибель Патрикеева в счет его отцу, он был уморен голодом. Только Маским Грек пережил всех участников этой исторической драмы. Максим Грек прожил в монастырских тюрьмах около 20 лет, несмотря на заступничество Константинопольского и Александрийского патриархов. Только последние свои 5 лет он провел свободно в Троице-Сергиевой лавре. Могила его цела и сейчас.
Максим Грек пережил и Василия Третьего и его молодую жену Елену Глинскую. Софья (Соломония) Сабурова тоже пережила свою молодую соперницу. До нас дошел ее портрет писанный на доске, а так же вышитый портрет на покрове, лежавший в ее гробнице. Поклоняться мощам многострадальной Соломонии было принято в царской семье. Сын Ивана Грозного Федор Иванович со своей супругой Ириной ездили в суздальский монастырь, молились о ниспослании наследников, а может о прощении.
Не буду рассматривать и другие сплетни, что Иван Четвертый не был сыном Василия Третьего, а Овчины-Телепнева-Оболенского. Доказательств этому нет. Все это исторические сплетни.
Но ясно одно, если Василию Третьему было тяжело развестись со своей женой, развод превратился в целый политический процесс, то уже его сын Иван Четвертый с женами не церемонился, разводится и ссылает своих жен в монастырь не затрудняя особо себя. Головы противников уже летят без всякого суда и часто даже без повода.
Василий III самовластно поправ законы, сослав свою жену Соломонию и жестоко расправившись с вольнодумцами-книжниками, заложил деспотию и в отместку некий высший нравственный закон пресек линию династического притязания Василия III. Его сын Иван Грозный оставил после себя плохое потомство, сын Федор был бездетный и слабоумный, Дмитрий страдал эпилепсией, а старшего Ивана он сам погубил. И таким образом династия Калиты навсегда прекратила свое существование.