(Почти) вся правда о знаменитом журфаке МГУ
Вышла в свет книга «Журфак (1971—1976 гг.)» Витали Третьякова; это 4-й том (в двух книгах) его Воспоминаний «Из СССР в Россию и обратно». М.: Ладомир, 2023.
Книгу эту автор посвятил «студентам факультета журналистики Московского университета 70-х годов и моим нынешним студентам – студентам Высшей школы телевидения МГУ». А значит, и мне. Потому что я тоже училась на журфаке, практически в те же годы. Так что я читала эту книгу почти как соучастник, ну если не соучастник, то свидетель, это точно. Мы с автором сидели в одних и тех же аудиториях, слушали одних и тех же преподавателей, ходили по одним и тем же коридорам. Курили у памятника Ломоносову во дворе, а то и на факультете, на первом этаже, справа от главной лестницы, прямо под табличкой: «Курить запрещается. Декан факультета журналистики Я.Н. Засурский»– и вполне реалистично изображенный окурок. Кстати, отдельная главка книги посвящена многолетнему декану журфака Ясену Николаевичу Засурскому. Тут и пиетет, и благодарность, но и «критическое отношение ко многим его словам и действиям
Веселый наш факультет (даром что считался идеологическим) был своего рода Касталией, Прежде всего благодаря преподавателям, чьи лекции журфаковцы помнят спустя десятилетия . История древнерусской литературы - великолепная Людмила Евдокимовна Татаринова. Античная литература – легендарная Елизавета Петровна Кучборская. «Всегда в чёрном. В чёрной обтягивающей водолазке или чёрном тонком свитере с воротником под горло и в длинной чёрной узкой юбке». Истории зарубежной литературы Средневековья и Возрождения - Нинель Ивановна Ванниковой, её любимый вопрос на экзамене: «Как звали собачку Тристана?» Русская литература XIX – XX вв - Владислав Антонович Ковалёв, замечательный, какой-то старорежимный профессор в смешной шапочке вроде тюбетейки...
Так или иначе, но кажется неслучайным, что именно журфак породил таких литературных знаменитостей, как о. Михаил Ардов, Людмила Петрушевская, Саша Соколов, Татьяна Бек, Иван Жданов, Александр Терехов, Дмитрий Быков, Сергей Шаргунов, Анна Козлова и многих-многих других...
На одном курсе с Третьяковым учились прозаик и кинодраматург Валерий Золотуха и поэт Алексей Цветков, в 1975 году эмигрировавший в Израиль, а потом перебравшийся в США .«Я увидел на его шее цепочку со звездой Давида. И то ли прямо спросил его, с чего бы это, то ли он сам, увидев мой удивлённый взгляд, решил мне сразу всё пояснить...», - вспоминает Третьяков
Журфаковскую Касталию он описывает подробно, обстоятельно, стремясь – в идеале – к объективности. «Нет, не ждите от меня только сентиментального мемуарного садизма. Это будет и жёсткий мемуарный мазохизм, ибо, как я уже сказал, сохранились мои личные (то есть писавшиеся тогда только для себя) дневники того времени». Здесь самое главное – то время, то есть советское, брежневское .Его любят клеймить тоталитаризмом, в силу непонимания, что такое тоталитаризм. На самом деле тоталитаризма уже не было, о чем свидетельствуют реалии тогдашней жизни, описанные в этой книге.
Вот, например песни, которые пели советские студенты, - монархистские (или квазимонархистские). Пели «Поручика Голицына», с особым чувством выводя строки: «За нашим бокалом сидят комиссары и девушек наших ведут в кабинет». Пели старую солдатскую песню «Как ныне сбирается вещий Олег…» с припевом: «Так за Царя, за Родину, за Веру мы грядем громкое “Ура! Ура! Ура!”». «Или то же самое, но уже печально-обречённо: ”Так за Совет народных комиссаров…”», - вспоминает Третьяков. Вспоминает и о том, как азартно он с сокурсниками играл в царские чины и звания, величая себя ротмистрами, поручиками и т.п. И тут же, на контрасте, приводит лист из газеты «Маяк коммунизма» от 29 июля 1972 года. О работе в стройотряде «Познакомьтесь: Игорь Марьин и Виталий Третьяков. Общеизвестно, что раствор – это питание любого строительства. Вот эти двое и обеспечивают беспрерывную работу кладчиков….».
Книга эта интересна и многочисленными документами времени: старыми газетами, фотографиями, справками, письмами друзей, конспектами и проч. Помимо всего перечисленного, здесь приводятся сохранившиеся у автора карточки с выписками из разных книг и его собственными мыслями (первая книга) и личный дневник, который он вёл с 1974 года.
Виктория ШОХИНА