Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психологу / психотерапевту. Карта минных полей

Мэтры не любят писать о своих ошибках. Оно и понятно. Но мы-то с вами понимаем, что кроме довольно подробных описаний "как надо" и призывов к творческому поиску своего пути в профессии, очень полезно было бы иногда заранее знать, как "точно не надо". Ну, или хотя бы заранее знать места, где ошибки наиболее вероятны.

И вот обозначение таких опасных мест и примерные координаты наиболее опасных ловушек в профессиональной литературе найти все же можно.

Первое зыбкое место расположено прямо на пороге психотерапевтического процесса - это сложности, связанные с диагностикой. Ошибиться можно если

  • клиент неохотно делится деталями о своей жизни, мыслями по поводу, скрывает предыдущие обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам; намеренно утаивает наличие социально неодобряемого поведения, суицидальных мыслей, фактов самоповреждения;
  • психотерапевт недостаточно внимателен при проведении первичного интервью, игнорирует появление лакун, неосознанно наполняя их своими домыслами и фантазиями о клиенте;
  • формирование первичной гипотезы превращается в окончательный диагноз в угоду "срочности" и "деланью";
  • клиент не обнаруживает, а психотерапевт игнорирует ресурсы и дефициты клиента;
  • психолог/психотерапевт игнорирует различие своих и клиента культурных традиций и уровня;

Вторая ловушка обычно является следствием первой, но может подкараулить и тех, кто первой опасности избежал. Связана она с выбором цели и мишеней работы. Попасться можно, если

  • психолог/психотерапевт несерьезно относится к задаче формулирования запроса на консультирование/терапию, склонен брать на себя избыточную ответственность за выбор пути, цели и темпа;
  • клиент слишком зафиксирован на своем "понимании проблемы" и "способах решения"
  • психолог слишком зависит от "излюбленных" техник и методик, игнорирует показания и противопоказания к их использованию;

Третье испытание подстерегает участников процесса на этапе формирования альянса. Неудачи могут случится, если

  • на начальных этапах мало внимания было уделено обсуждению контракта, включающего информированное согласие, и правил взаимодействия;
  • клиент не понимает, а психолог недостаточно четко и подробно разъясняет особенности взаимодействия, сглаживает представление о выраженности и разнообразии чувств и эмоций, которые могут возникнуть в процессе взаимодействия и между сессиями;
  • клиент по объективным причинам не готов к доверительным отношениям;
  • психотерапевт игнорирует свои профессиональные и личностные ограничения;
  • психотерапевт склонен неосознанно защищаться от негативных оценок и негативной обратной связи от клиента, вследствие чего игнорирует мнение клиента о течении процесса.
  • клиент нарушает, а психолог слишком лояльно относится к нарушениям сеттинга, пассивно реагирует на непродуктивное поведение клиента;
  • между клиентом и терапевтом установлены слишком прозрачные или, наоборот, слишком ригидные границы.

Четвертый вид сложностей, чреватых провалом психотерапии, связан с личностной устойчивостью и профессиональной подготовленностью психолога. Чтобы избежать несвоевременного прерывания терапии клиентом и выгорания специалиста, следует

  • развивать свою чувствительность и профессиональную интуицию (в том числе, при помощи личной терапии и супервизии), чтобы уверенно поддерживать баланс поддержки/конфронтации во взаимодействии с клиентом;
  • заботиться о своем благополучии и здоровье, чтобы поддерживать объем и герметичность психотерапевтического "контейнера";
  • постоянно повышать профессиональную квалификацию (учеба, супервизии), чтобы иметь возможность гибко менять угол зрения на проблемы и "послания" клиента;
  • повышать личную и профессиональную осознанность (личная психотерапия, супервизия), чтобы понимать и учитывать механизмы и динамику трансферных отношений;
  • заботиться об укреплении своей позиции, социальной и профессиональной, чтобы принимать в расчет макро и микро социальный контекст жизни клиента.

И последнее. Ловушки прощаний:

  • неразличение процессов прерывания и завершения терапии;
  • недостаточное внимание к процедуре завершения терапии;
  • недооценка и недостаточное информирование клиента о разных возможностях краткосрочной терапии, длительной психотерапии и психологического консультирования.

Если сжато, коротко и схематично, то так.

Наверняка что-то упущено. Дополняйте. Поделитесь, пожалуйста, опытом в комментариях.

(Статья написана "по мотивам" статьи Абабкова В. А., опубликованной в "Психологической газете" от 9 октября 2021 года

Автор: Збронская Марианна Феликсовна
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru