Найти тему
Роман Апрелев

Полина Агуреева: “Для меня недопустимо стыдиться русскости”

Для Полины Агуреевой постановка спектакля "Живые и мертвые" это не первый опыт в режиссуре. Автор этих строк лично видел, как требовательно она подходила к репетиции, пытаясь добиться идеальных интонаций от актеров.

Мимика Агуреевой как отдельный вид искусства
Мимика Агуреевой как отдельный вид искусства

Полина, почему все-таки выбор пал именно на роман “Солдатами не рождаются”?

Полина Агуреева: Произведение Симонова удачно подошло к 80-летию победы в Сталинградской битве. Для меня это не умозрительное событие. Основная мысль спектакля - это чувство родины, сопричастности событиям на ней. И трагическим, и светлым, и ошибкам, и победам. Но сопричастность всем своим существом. И книга Симонова об этом. Она очень честная, она не затирает проблемы. В ней нет ура-патриотизма, а есть одна очень важная вещь, которой сейчас не хватает людям, живущим в наше время. Это настоящее чувство родины. Для персонажей это понятие не девальвировано, оно живое. Это для них константа. В каком бы положении ни была твоя страна, это твоя страна. Это главное отличие того времени от нашего. У меня болезненные ощущения в связи со всеми этими событиями сегодня.

-2

Есть ли лекарство от этой боли?

Полина Агуреева: Мне кажется, что русский человек чувствует себя звеном в исторической цепи событий. Я хотела бы чувствовать себя сопричастной не только к Сталинградской битве (представляя, какой ценой досталась победа), но и к монголо-татарскому нашествию, крещению Руси и блокаде Ленинграда. Мы много говорили об этом на репетициях. Мне бы не хотелось спектакля к дате. Хотелось говорить о людях, жертвах, ошибках и любви к родине.

-3

Когда начали репетировать, мы поняли, что этот материал - тест на подлинность. Никак нельзя сфальшивить, уйти в пафос, ложную сентиментальность. А как это сделать нам, людям, не прошедшим ад? Значит, надо идти через сострадание. Потому что есть память - есть человек. Нет памяти - нет страны. Есть прекрасный фильм “Возмездие” у Александра Столпера, он тоже по второму тому “Живых и мертвых”. Там играет Анатолий Папанов - он прекрасный артист. И степень подлинности у всех воевавших просто зашкаливает. Но они играют в другом темпоритме, чем мы сейчас. Нашей задачей было сделать современный спектакль. Одна из самых больших удач - это музыка Валерия Воронова. Он почувствовал материал, что человек парадоксален. Музыка чувственная и не пафосная. Я благодарна удивительной команде актеров, которые самоотверженно репетировали в течение двух месяцев по 15 часов в день. Мы ходили на Мамаев курган, к дому Павлова, руинам мельницы. Все стало живым для нас.

По понятным причинам в обществе есть раскол по поводу современности. Не бросают ли разногласия тень на еще недавно неделимое прошлое?

-4

Полина Агуреева: Этот материал не может сыграть человек, который говорит, что ему стыдно быть русским. Это был один из критериев в выборе актеров. Какую бы ты ни занимал позицию относительно сегодняшней ситуации с ее трагическими событиями, это недопустимая фраза. Ни для Симонова, ни для Никулина, ни для Гердта, ни для Тодоровского, чьи фильмы мы в огромном количестве посмотрели. Для них было бы трагедией, если бы услышали, что людям стыдно быть русскими, потому что их поколение отдавало жизни за то, чтобы эта русскость осталась.

А вот что по тому же поводу говорил Юрий Башмет.