Найти тему
Серцелев

ЭЛЕН: The Smiths с Русского юга!


Я продолжаю писать об отечественных пост-панк командах. В этот раз я кратко занырну в андеграунд, причем не Питерский или Московский. Мы переместимся в южную музыкальную столицу России, Ростов-на-Дону.

Надо сказать, что этот город всегда поражал меня изобилием и многообразием артистов на любой вкус. В одном из интервью
Денис Третьяков (один из самых колоритных ростовских музыкантов, лидер группы Церковь Детства) сказал, что потребовалось бы написать целую энциклопедию, чтобы охватить в ней все имена ростовской музыки - от "Касты" и "Запрещенных Барабанщиков", до групп выходивших на Sierpien Records, ХоЛоД и НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК.


Но вернемся к теме моего канала - пост-панку. Сейчас, в 2023 году ни в мире, ни в России никого не удивишь им. Вслед за ревайвлом середины нулевых, этот стиль стал повсеместным и где-то даже приевшимся. Сейчас на выбор слушателя сотни групп разной степени оригинальности, таланта и качества. Есть регулярные концерты и фестивали, где звучит подобная музыка, Ян Кёртис и Виктор Цой – народные герои, принт с обложкой Unknown Pleasures можно встретить не реже логотипа Metallica или Nirvana, Russian doomerwave завоевывает мир, а русскоязычная группа
Молчат Дома на данный момент вероятно самая популярная команда в стиле пост-панк (!!!) Но такое изобилие было отнюдь не всегда. Одной из первых отечественных команд, заигравших пост-панк и инди-поп, была ростовская группа "ЭЛЕН".

Когда мы говорим про российский пост-панк и Ростов, безусловно первое, что приходит на ум - это конечно же
Motorama! Не скажу, что лично я большой ценитель, для меня это скорее качественный фоновый "пост-панк для лифтов". Но путешествуя по Европе, я всегда испытывал гордость за то, что не только в андеграундных магазинчиках, но и в магазинах масс-маркета от Варшавы до Лиссабона и от Стокгольма до Афин, я всегда находил среди CD или винила плашку с названием соотечественников (надо сказать их релизы всегда стоили дорого!).

Участники Motorama (а также Утро, Лето в Городе, ТЭЦ).
Участники Motorama (а также Утро, Лето в Городе, ТЭЦ).


Лично мне гораздо ближе русскоязычные проекты Влада Паршина (в первую очередь
Утро), но об это я напишу отдельно. Сейчас же он важен нам не в своей основной роли, лидера знаменитой инди-команды, а в роли влиятельного культрегера.

Motorama стала "честью и совестью" российского пост-панка и инди в конце нулевых. Они задавали эстетику и визуал всему направлению (тогда крайне немногочисленному). Иногда в своем паблике в ВК они выкладывали подборки из не самых очевидных зарубежных команд. После того, как музыканты поняли, что "чтобы стоять надо держаться корней" и запустили почвенническое Утро (это уже начало 2010-х), пошли подборки и из старых советских и российских банд.



Обычно это были просто несколько треков и пара фото. Но однажды, если мне не изменяет память не в ВК, Влад коротко рассказывал о 5 таких забытых группах и сопровождался материал одним треком на каждое имя. Не помню всех, кто был в той рубрике, видимо потому что имена были знакомы (кажется "Младшие Братья", "Молотов коктейль", "Хуго-Уго" и "Игры"), но меня привлекло новое имя - "Элен".

Первым услышанным треком был "Планер". Это был легкий, романтический и приятный пост-панк на грани с инди-попом, разлива C86 (так называли британскую гитарную музыку вышедшую на одноименном кассетном сборнике, в виде приложения к культовому номеру NME).


Тогда я сразу провел параллели с The Smiths и "Кино" периода "Это - не любовь" (только записано похуже). Через какое-то время мне попался альбом "Зима". Он мне понравился и мой плейлист пополнили "Парень, не плачь", "Девушка-Спутник", "Ждет любовь" и конечно же заглавная "Зима".

Надо сказать, что тогда информации о группе все равно было мало и я думал что "Зима" - единственный альбом. Поэтому "Жёлтый город" я услышал намного позже (не говоря о "Старой романтике", которую к своему стыду не слышал до сих пор). Потому тут уместно прервать мой рассказ через призму личного опыта и рассказать немного об истории группы (уверен среди читающих эти строки, многие только открыли для себя "Элен").


В качестве справки использую аннотацию с CD "Элен", который я издал в 2019 году:

"Период активности группы пришелся на конец 1980-х – начало 1990-х. Коллектив изначально сильно выделялся на фоне массы русского рока. Музыканты ориентировалась на независимую британскую сцену тех лет, сочиняли красивые романтичные песни, которые были чужды политизированности и социальщины. Под них было намного приятнее мечтать или ходить на свидания. Звучание "Элен" того времени можно сравнить с The Smiths, The House Of Love или Orange Juice.

"Наши песни были не чем иным, как экзистенцией внутреннего мира нашей группы, мира пост-романтики и здорового молодежного снобизма" - Олег Межеровский, лидер "Элен" для "АФИША-ВОЛНА".

Элен, 1990 / Элен, 2018. Модники раз - модники навсегда!
Элен, 1990 / Элен, 2018. Модники раз - модники навсегда!

К сожалению, после записи трех магнитальбомов, в 1991 году группа распалась и после изменений в составе трансформировалась в Sputnik-Vostok, которая заиграла уже немного другую музыку и на другом языке (позднее музыканты вновь вернулись к русскоязычной лирике) и прекратила существование в 1999 году, выпустив 3 альбома".


Но на этом история пионеров ростовского пост-панка и инди-попа не завершилась. В январе 2019 года, спустя почти 30 лет, ЭЛЕН собрались в оригинальном составе. Музыканты записали альбом "Сквозь Тело", состоящий преимущественно из старых песен в новых аранжировках. Также группа порадовала слушателей концертами, в частности выступила на одном из крупнейших российских фестивалей
MOTHERLAND. Забавно, что там она делила сцену с "Буераком", который испытал значительное влияние со стороны ростовчан.


В том году я также внес свою посильную лепту в историю коллектива. Я издал на CD сборник из двух оригинальных альбомов группы - "Зима" и "Жёлтый Город" (на кассете этот же материал вышел стараниями санкт-петербургского лейбла "
Ателье").

Сейчас "Элен" снова вернулись в новостную повестку отечественного инди. Поводом стала подготовка трибьюта группе. Среди участвующих -
Chernaya Rechka, ПоЛя, Культурное Наследие, Брысь, Рыцарь Диких Яблок и др. (не остался в стороне и Серцелев). Так, что совсем скоро вы услышите песни легендарной группы в исполнении нового поколения независимых музыкантов. И кто знает, может быть "Элен" займут еще более значимое положение в пантеоне отечественного пост-панка. А пока ержим кулачки за успешную реализацию затеи и желаем удачи Саше Маяк (лейбл "ракурс/", Motherland), которая взвалила на свои плечи это нелегкое дело.


О какой из отечественных пост-панк команд рассказать вам в следующий раз? Пишите в комментарии!

Еще читать по теме:

Пост-панк mon amour. Особый Русский путь?
https://dzen.ru/a/Y9vMBLSQazF3VNXE

«Алиса» 80-х: Пост-панк, нью-вейв и никакого «Неба славян»
https://dzen.ru/a/Y-KiKB0omW1OC8Pt?share_to=link

Бумажные Тигры: Нежность Сибирского пост-панка
https://dzen.ru/a/Y-LUyOP3Ow28yJ3V