Найти тему
Серцелев

Пост-панк mon amour. Особый Русский путь?

The Cure и кириллический Роберт Смит
The Cure и кириллический Роберт Смит

Это мой первый текст на Дзене, в котором я обозначу одну из тем на которые я собираюсь здесь активно писать. Поехали!

Пост-панк осознанно стал моим любимым музыкальным стилем на первых курсах университета. Неосознанно он захватил мое сердечко намного раньше, с той поры как я начал фанатеть по русскому року - Nautilus Pompilius, "Кино", "Алиса", "Агата Кристи", "Гражданская Оборона" и др.

Помню, что впервые запомнил концептуальное скопление имен, типа The Cure, Siouxsie & The Banshees, PIL, Joy Division, Echo & The Bunnymen, The Birthday Party, U2 в альманахе посвященном творчеству Егора Летова "Я не верю в Анархию", который на несколько лет стал настоящей энциклопедией и путеводителем по миру неизведанной независимой музыки, литературы, кино, философии и др. Увы, это был мой 10-й класс, 2003 год и интернет, а с ним и легкий доступ к различной информации не был так прост, как стал после. Потому в приоритете было знакомство с панком и вникать в пост-панк я стал немного позже.

Joy Division в одной из московских промзон до реновации
Joy Division в одной из московских промзон до реновации

Помимо эстетики, пост-панк нравился и нравится мне прежде всего своими открытыми границами. Ведь если смотреть на него широко, а не блуждая между двух сосен Joy Division и The Cure (или того хуже в болоте думервейва), то он граничит с большинством других стилей - поп, психоделия, гараж, глэм, готик рок, краут, синтипоп, трип-хоп, индастриал, ска, регги, арт-рок, дримпоп, шугейз и др. (здесь упомянуты том числе производные стили, но суть ясна). Будучи синкретическим стилем, созданным на базе панка, как мне кажется этот стиль очень долгоиграющий и обречённый на длительное существование, ведь горизонты использования его наследия безграничны, а значит это очень удобное ядро для артиста, который хочет играть на долгой дистанции.

Егор Летов с Пик и Клаксон в гриме
Егор Летов с Пик и Клаксон в гриме

Я погрузился в пост-панк во второй половине нулевых. И тогда и ещё много раз потом я только и слышал, что мода на него вот-вот пройдёт, он уже всем надоел и в нем больше не происходит ничего интересного. Особенно в России. Но на дворе уже тревожный 2023-й и по-прежнему он не уходит с повестки инди-музыки, особенно в постсоветском пространстве, которое дало миру эстетику doomer-wave (можно по-разному к ней относиться, но она стала значительным явлением). Более того - самая известная пост-панк команда в мире поет на русском! Скромные, но настойчивые Молчат Дома, которым я делал их самые первые концерты в России в 2017-2018 года, сейчас мировые звезды, которые готовятся выступать на стадионном концерте в Мексике на 7000 зрителей!

Sierpien Records: Молчат Дома, Дурной Вкус, Электрофорез, ДК Посторонних, Серцелев, 2021
Sierpien Records: Молчат Дома, Дурной Вкус, Электрофорез, ДК Посторонних, Серцелев, 2021

Такой вот скучный стиль, мода на который вот-вот пройдёт, который уже всем надоел и в котором ничего нового не происходит. Говоря о России в контексте пост-панка - думаю нам пора признать, что у нас есть свой народный стиль, который хоть и не родился здесь, но парадоксальным образом дал в наших краях вероятно свои лучшие всходы. От «Кино» до «Перемотки», от «Гражданской Обороны» до «Июльских Дней», от «Агаты Кристи» до «Дурного Вкуса» — мы выбрали свою музыку для грустных, это и есть наш особый путь. Аминь.

Агата Кристи в 1988 году. Мой любимый фотосет группы
Агата Кристи в 1988 году. Мой любимый фотосет группы

To be continued...

P. S.

А какие ваши первые впечатления от встречи с пост-панком?
Какие артисты были вашими первыми?