Иногда звонила мама: «Может быть, сходим в Дом ученых пообедать?». Последний раз была здесь в ресторане на торжественном ужине по поводу завершения проекта в начале 2000-х. Великокняжеские покои были закрыты для посещения, да и никто в них не рвался, публика ходила по лестницам солидная и мы студенты сразу юркали за столовские двери.
Конечно же я узнала двухметровые вазы с двух сторон от парадной лестницы и мои глаза улыбались грифонам из белого каррарского мрамора и синему рисунку декора. Верно, что Месмахера много не бывает, и можно бесконечно смотреть на красоту линий, скульптуры и светильники на балюстраде.
Как не вспомнить А.М. Горького, благодаря которому можно видеть интерьеры, сохранившиеся без изменений. Во дворце великого князя В.А. Романова не было переделок и ремонтов (исключение 3-й этаж, где находились детские и комнаты нянь).
Во время революции особняк избежал погромов, Горький написал письма Луначарскому и Ленину с просьбой передать здание Петроградской комиссии по улучшению быта ученых. Ходатайство удовлетворили, и с 1920 года во дворце расположился Дом ученых, которому позднее присвоили имя А.М. Горького.
Перед профессором Академии художеств А.И. Резановым стояла непростая задача, архитектору надо было "втиснуть" дворец для сына Александра II между уже стоящими особняками. Здание построили за пять лет, дата освещения дворца совпала с бракосочетанием Владимира Александровича с принцессой Макленбург-Шверинской – Марией Павловной.
Дворец в стиле неоренессанса напоминает палаццо, не только окнами, но и неровной поверхностью облицовочного камня, который придает зданию некую несокрушимость и надежность. Это один из немногих дворцов Петербурга, которого не коснулись разрушения во время ВОВ.
На фасаде гербы царства Владимирского, Финляндского, Польского, Казанского и проч,, над окнами третьего этажа 14 медальонов с головами львов и подъезд-портик с запоминающимися бронзовыми торшерами и балконом с грифонами, других украшений у фасада нет.
Войдя во дворец, гости оказывались перед лестницей насыщенной деталями, пройдя первый марш можно было остановиться и оглядеться, заодно на себя посмотреть и полюбоваться на уникальную роспись зеркал Тито Келацци. Роспись сохранилась безупречно и спустя века в зеркалах отражается буйная зелень пальм и заросли лотоса.
Еще один марш и посетители на пороге анфилады залов, окна которых выходят на Неву. Малиновая гостиная предназначалась для приемов и выполнена в цвете великокняжеского двора. Здесь собирались гости и родственники, во время светских мероприятий сыновей-кадетов приучали вести себя согласно этикету и положению. Потолок гостиной по-прежнему украшает люстра из мурановского стекла и каждый предмет мебели сохранил свою уникальность.
В Золотой гостиной мое внимание сразу привлекла ваза мейсенского фарфорового завода – свадебный подарок герцога Фридриха Франца II (правнука Павла I) молодоженам. Пока экскурсовод рассказывал о мебели из карельской березы и груши, я в полном смысле смотрела в потолок и рассматривала ажурную и легкую лепнину с позолотой.
Великий князь был неравнодушен к картинам, в своей резиденции он собрал большую коллекцию живописи русских художников. Закупка бронзы, фарфора, мебели была поручена академикам Китнеру и Шретеру, со своей задачей они справились блестяще. Европейские приобретения сохранились частично, коллекцию дворца расформировали, но это другая история.
Довольно неожиданным оказался будуар в мавританского стиле. Двери распахнулись и мы увидели ослепительно белый камин с часами работы Павла Буре, выполненный по проекту М.Е. Месмахера, сплошь покрытый лепниной с вкраплениями золота.
Будуар изобилует резьбой, арками, фризами и радует глаз арабскими красками.
Показались не совсем уместными садовые табуреты, поставленные около бархатного дивана и у окна.
Небольшое пространство Зеленой гостиной, где находилась спальня хозяйки особняка, быстро заполнилось нашей группой, но от этого тепла в нем не прибавилось. Мебель не сохранилась и пока все любовались ангелочками выполненными в технике гризайль, смотрела на прекрасный мраморный бюст девятилетней дочери хозяев дворца Елены.
В начале 20 века архитектор А. С. Пронин по заказу Марии Павловны построил зимний сад, раковину и фонтан для которого незадолго до революции княгиня заказала в Италии. Рядом размещена резная мебель и зеркало в затейливой раме, выполненные в мастерских Бюхтгера. Из сада мы вновь ступили на парадную лестницу, другой марш которой ведет в Белый зал.
При переделке Месмахер сломал глухую стену и создал полукруглую изящно изогнутую лестницу. В Белом зале я была на научно-практической конференции, содержание которой давно забыто. Запомнилась акустика и стены с потолком украшенные ангелочками, коронами, кариатидами.
Белый зал вновь встретил неподражаемым рококо кремового оттенка, светом шести бронзовых люстр и настенных бра.
В этом зале за 20 лет до костюмированного бала в честь 300-летия дома Романовых Мария Павловна умудрилась провести свой костюмированный бал, где перещеголяла императрицу роскошью и весом своего наряда боярыни.
Пересказывать экскурсию нет смысла. Экскурсовод, выросший в семье реставраторов, прекрасно владел словом и историческим материалом. Наше путешествие по дворцу напоминало беседу с отступлениями в повествовании о хозяевах дворца.
О владельцах резиденции нашлось не так много материала, но довольно интересного и противоречивого, поэтому в продолжении речь пойдет о супругах Романовых.
Спасибо, что прочитали!