Найти в Дзене

Эмоциональный интеллект против пассивной агрессии (стоп-фраза из 5 слов)

Оглавление

Как и многие, я сталкивался с пассивно-агрессивной формой поведения. Приведу примеры из своей жизни. Это когда кто-то, борясь с гневом или разочарованием:

  • говорит: "Я в порядке", когда на самом деле это не так
  • молчит, игнорирует и не отвечает на вопросы
  • обижается и молча "закатывает глаза"
  • соглашается сделать что-то, а потом не выполняет обещание
  • отвечает с сарказмом


И я говорю не только о своих близких, сотрудниках или клиентах, но в том числе о себе.

Несколько лет назад я заметил, что имею привычку проявлять пассивную агрессию. Такое открытие меня нисколько не порадовало и я решил внести некоторые изменения. Один из подходов — это использовать свой эмоциональный интеллект (способность понимать эмоции и управлять ими).
В конце концов, я выучил фразу из 5 слов, которая помогает мне остановить пассивную агрессию:


👉 "
Атакуй проблему, а не человека"

Почему эта фраза настолько эффективна? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, давайте определим, что именно представляет собой пассивно-агрессивное поведение и почему люди его проявляют.


Что такое пассивная агрессия и почему люди ее проявляют?


Пассивная агрессия — это проявление негативных чувств, обиды и агрессии в неуверенной или «пассивной» манере. Часто такой человек заявляет, что с ним все в порядке, даже когда очевидно, что это не так. Или полностью прекращает общение и отказывается обсуждать, что его не устраивает. Такое поведение вызывает замешательство у тех, на кого направлена пассивная агрессия. Со временем это утомляет и создает серьезную нагрузку на отношения.


Кроме того, поскольку основная проблема при таком поведении не разрешается, такие ситуации повторяются снова и снова.
Но если такое поведение настолько вредно и неэффективно, почему человек его проявляет?


Часто пассивно-агрессивное поведение проистекает из желания избежать конфликта. Или это может быть побочным продуктом высокого уровня эмпатии (еще одно потенциально полезное качество). Поскольку вы хорошо чувствуете других, вы не понимаете, почему и они не могут чувствовать вас так-же. Постепенно ваше недовольство копится внутри.


Но независимо от того, сами ли вы проявляете пассивную агрессию или являетесь ее "жертвой", как можно с этим бороться? Вернемся к фразе из 5 слов.


Как бороться с пассивно-агрессивным поведением в себе


Когда люди, склонные к пассивной агрессии, такие как я, чувствуют себя обиженными, они обращаются к вредным механизмам, упомянутым выше, чтобы справиться с ситуацией. На самом деле наше желание не в том, чтобы причинить вред другому человеку, а в том, чтобы защитить себя.


Поэтому вам нужно напомнить себе мысленно или вслух:

"Атакуй проблему, а не человека".

Один из первых шагов на пути к этому — изменить свой стиль общения с пассивного на активный.


Активное общение не предполагает, что окружающие умеют читать наши мысли или «просто знать», из-за чего мы расстроены
Люди не могут знать, что мы чувствуем, пока мы не сообщим об этом ясно.
-- Twitter психолог и автор бестселлеров Николь ЛеПера


Вот несколько примеров активного общения:

  • «Мне было больно, когда это произошло».
  • «Мне не нравится, когда меня заставляют это делать».
  • «Для меня важно планировать такие вещи».
  • «Я расстраиваюсь, когда меня прерывают».
  • «Можете ли вы спросить меня, прежде чем принимать такое решение?»
  • «Мне не смешно. Пожалуйста, прекратите».


Конечно, в таких разговорах важно использовать тон и такт. Будьте добры, но тверды.


Как бороться с пассивно-агрессивным поведением других

Единственный способ справиться с кем-то, кто общается в пассивно-агрессивной манере, — это противостоять ему.


Но помните:
"Атакуйте проблему, а не человека".

Четко сообщайте о своих чувствах и ожиданиях. Говорите собеседнику, что вы не знаете, что не так, и вам необходимо, чтобы он сам выражал то, что думает или чувствует.
Если вы способны определить, что вызывает разочарование или гнев другого человека, спросите его прямо, так ли это. Можно также попытаться предположить, что вызывало проблему, чтобы помочь наладить связь.
Прежде всего помните о своей цели: "
Атакуйте проблему а не человека."

Как понять себя лучше?

Человек, который разбирается в своих эмоциях, может снизить их негативное воздействие. Важно понимать свое состояние, но не всегда возможно самостоятельно это сделать из-за эмоционального переживания или просто от незнания как. В таких случаях поможет быстрый тест текущего психологического состояния.

Мобильное приложение "Эмоция"
Мобильное приложение "Эмоция"

Для этого мы рекомендуем рассмотреть приложение "Эмоция - цвет чувств и души". За одну минуту вы узнаете о своем текущем эмоциональном состоянии, и сможете определиться, в каком направлении лучше действовать.