В одном из своих предыдущих материалов я уже рассказывал вам об ужасном индийском обряде под названием сати, суть которого заключается в сожжении (или самосожжении) женщины вместе с останками ее почившего супруга.
Однако сати, если вы помните, лишь один из вариантов того, как может сложиться жизнь женщины после смерти ее мужа. Есть и другой. Более гуманный? Если рассуждать с точки зрения физической боли – да, определенно. Однако назвать эту участь полноценной жизнь – сложно. Речь идет о «белых вдовах» - женщинах, потерявших не только своих мужей, но и место под солнцем...
А все начинается с раннего детства, ведь индийские постулаты семьи и брака, традиционные и незыблемые, закладываются в юные головы с самых малых лет. Когда в индийской семье, знакомой и с обрядом сати, и с «белыми вдовами», рождается девочка, родители практически сразу начинают присматривать ей жениха.
Как вы, наверняка, помните, девочка в индийской семье – это обуза, поэтому ее, как бы это жестоко не звучало, стараются как можно скорее спихнуть на мужа. Напомню: практически каждая индийская семья надеется на появление мальчика, ведь сын – это благополучие, а дочь – это дочь.
Если найдется подходящий жених, то девочку могут выдать замуж и в 6, и в 8, и в 10 лет – возраст невесты в данном вопросе значения не имеет. Да и к тому же, от ее мнения едва ли что-то зависит. В большинстве случаев жених и невеста впервые видят друг друга лишь во время свадьбы, а все сторонние договоренности берут на себя их семьи. Это же касается и слияния семейных капиталов, каким бы скудными они ни были.
Выданная замуж девочка больше не считается дочерью для своих родителей: она в буквальном смысле перестает им принадлежать и считается собственностью своего законного супруга. А родители... вы не поверите, выдыхают с облегчением, поскольку избавились от возможного проклятия, нависшего над их родом. В Индии родиться девочкой – значит получить заслуженное наказание за грехи в прошлых жизнях.
В результате таких неравных браков, разница между супругами могла доходить до нескольких десятков лет, и совсем еще юная девушка порой вынуждена была проживать с господином почтенных лет. И не из-за великой любви, а лишь потому, что ее муж – это Бог на земле, это половина женщины, без которой она не может считаться полноценным человеком. Муж – это все. И именно поэтому, когда он умирает, женщина не имеет права жить на свете...
Ну, так по крайней мере считают местные жители некоторых индийских штатов, где, собственно, и был в свое время крайне распространен ритуал сати. А так как мужчины в принципе живут меньше женщин, да и медицина в Индии развита не столь хорошо, как в европейских и западных странах, то мужья частенько умирают раньше своих молодых жен. И после этого начинается самое «интересное».
С кончиной супруга полноценная жизнь индийской женщины тоже, в некотором роде, подходит к концу. Она становится вдовой, состригает волосы, облачается в белое и влачит жалкое существование, наполненное ежедневными молитвами. «Белым вдовам», а именно так называют этих женщин, нельзя носить никакую другую одежду, кроме белого сари, под запретом любые украшения и аксессуары.
«Белым вдовам» запрещено веселиться, петь, принимать участие в массовых гуляниях – в общем, любым способом демонстрировать радость. А о какой радости может идти речь, если женщина лишилась своего смысла жизни, своего Бога, своего мужа? Нет уж, если скорбь, то на всю оставшуюся жизнь!
«Белой вдове» запрещено съедать больше одной тарелки несоленого риса в день, а о сладостях и лакомствах и речи быть не может. Зачастую вдов, облаченных в белое сари, не пускают на порог собственные дети, поскольку считают женщин проклятыми, и те вынуждены спать на улице и просить милостыню, которую им, по известным причинам, подают крайне редко.
Некоторые «белые вдовы», смирившись с такой участью, до конца своих дней пребывают в ужасном и совершенно бесчеловечном положении. Ничего не поделаешь, ведь в Индии считается, что смертью мужа боги наказывают женщину за грехи. Соответственно, именно она виновата в его смерти, за что и должна расплачиваться всю оставшуюся жизнь. Такова судьба...
Некоторые, но не все. Другая часть «белых вдов», не желающая ночевать под дверями собственного дома и есть с земли, отправляется в священный город Вриндаван. Почему именно туда? Ответ на этот вопрос тоже заложен в индийских традиционных верованиях. Считается, что смерть в стенах Вриндавана, приносит освобождение от круга жизни и смерти, а вдов, соответственно, от повторения их унизительной участи в следующей жизни.
В священном городе Вриндаван или городе вдов, как его еще называют, существует несколько общежитий под названием «ашрамы», выполняющих функции прибежищ для изгнанных из семей «белых вдов». В ашрамах женщины, лишенные своей прежней жизни, получают помощь волонтеров, занимаются рукоделием, общаются между собой и, конечно же, молятся своим Богам.
Пребывание в священном городе сложно назвать полноценной жизнью, если учесть, что многие вдовы попадают туда, будучи еще достаточно молодыми женщинами. Однако этот вариант куда лучше, чем жалкое существование в родном городе, где даже тень вдовы считается дурным знаком.
К слову, Вриндаван – не единственный «город вдов» в Индии. Таких городов несколько, однако по-настоящему свободными от любых предрассудков ашрамы можно найти, пожалуй, только в Вриндаване. Здесь «белых вдов» учат заново радоваться жизни и, вы не поверите, смеяться.
За годы лишений и унижений эти женщины настолько приучили себя скрывать любые проявления радости, что заставить их даже слегка улыбнуться может далеко не каждый. В Вриндаване также устраиваются праздники и веселые встречи. Проще говоря, волонтеры делают все возможное, чтобы сделать жизнь этих несчастных женщин хотя бы немного похожей на нормальную – ту, которой они, в своем время, были лишены.
Как неудивительно, но и в 21 веке отношение в Индии к вдовам осталось прежним. Их все также считают прокаженными, проклятыми, приносящими несчастья... Они становятся изгоями в собственных семьях, и вынуждены искать себе место в ашрамах подобным тем, что есть в Вриндаване. И хотя индийское общество сегодня постепенно отказывается от подобных предрассудков, до конца уйти от того, что завещано предками, у жителей Индии едва ли получится в обозримом будущем.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал, где ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!