После выхода в свет романа Фредерика Бегбедера в обиход вошла фраза «Любовь живет три года». Если помните, герой романа, Марк Марронье, уверен, что у партнеров сначала страстная любовь, потом — нежная привязанность, а под конец скука и даже отвращение. На такой жизненный цикл у чувства любви уходит три года.
Ментор клуба Надежда Рожкова участвовала недавно в записи подкаста для студентов ВШЭ «Бизнес живет три года: специфика бизнеса в России сегодня». И несмотря на то, что говорили об особенностях организации бизнеса в России и долгосрочном планировании в текущих условиях, все равно большая часть вопросов была около заглавной темы — сколько же средний возраст бизнеса в России.
По данным ОЭСР и Бюро статистики труда США, в среднем в мире около половины новых бизнесов закрывается в срок до 5 лет и лишь треть достигает возраста в 10 лет. В России же ожидаемый срок жизни компаний МСП составляет чуть больше 35 месяца. Но есть нюансы.
Дольше других живут компании МСП, зарегистрированные на Дальнем Востоке; в лидерах Чукотка, Камчатка и Сахалин, где средний срок жизни компаний МСП составляет 37 мес.
Не менее интересно проявляются и различия в выживаемости предприятий по видам деятельности. Наиболее стабильными оказались компании в области здравоохранения: по статистике, 94% компаний продолжают работать на рынке более трех лет. В списке долгожителей и забота о братьях наших меньших: ветеринарные услуги. Абсолютно естественно, что также больший срок дожития в индустриях, требующих значительные капитальные инвестиции: металлургия, добывающая промышленность, энергетика.
Одним словом, бизнес, как и любовь, все-таки живет дольше трех лет в правильных регионах и с определенными видами деятельности.
Как думаете, что влияет на срок жизни бизнеса в России? Как реально его можно увеличить?