Найти тему
Наталья Баева

"Последний звонок"

Документальный фильм Константина Сёмина о русской школе, о её сегодняшнем состоянии, снят пять лет назад. Устарел? В какой-то мере да: ведь ситуация усугубилась.

"Последний звонок" (1-3) - Общество - Смотреть документальные фильмы онлайн (здесь все три серии. Самая страшная - третья)

И впору поставить вопрос, так ли уж здорово, что "новые территории" переходят на русские стандарты образования. Ведь они лучше украинских тем, что НЕ культивируют ненависть - и только... Это поняли, что называется, "на своей шкуре" учителя Крыма и Севастополя: упрямо продолжают учить детей по программе "Гармония", отвергнутой министерством Просвещения. А для начальных классов создана программа "Сталинский букварь" - переизданы учебники 40-х, 50-х лет (по ним учат частные школы).

-2

Это не самоуправство - Крым имел и имеет право на свои программы как автономия. "При Украине", благодаря русским программам, в особенности краеведению, удалось вырастить поколение, которое проголосовало "за Россию". Даже пионерскую организацию в Крыму не отменяли ни на день.

Но это "у них". На маленькой компактной территории. А что происходит на наших "бескрайних просторах" - сами знаем. Чего стоила одна только оптимизация, с закрытием сельских школ, введением школьных автобусов, везущих детей к месту получения знаний по часу, а то и более...

Земская школа из 19 века работала ещё вчера...
Земская школа из 19 века работала ещё вчера...
Оптимизировали...
Оптимизировали...

Но одно дело - знать из короткой бегущей строки, и совсем другое - увидеть хотя бы на экране невидимую миру войну, которую годами вели сельские учителя за сохранение здравого смысла. И проиграли. На месте школ - руины. А дети в сёлах ещё есть. Встают в 5.30, чтобы сесть в автобус. Если автобус сломался, не пришёл - громкое дружное "ура" - и досыпать.

-5

Потом демонстрируют уровень "грамотности"... И зритель понимает: да ведь это - именно тот результат, которого организаторы и добивались!

В фильме открыто высказываются и социал-дарвинисты, убеждённые, что "маргиналам" в приличной школе не место. Даже если "маргинал" учится хорошо. Создадут условия - вынудят уйти "по собственному".

-6

Ну а дети, остановленные на улице, понятия не имеют, кто такой Александр Матросов, например. Жуков? Калашников? А зачем?!

Не страшно, если дети не знают Сенеку или Бёрнса - это можно в любом возрасте. Лампочку вкручивать можно и без них, но с ними все же лучше.

Но есть знания, образующие нацию. Матросов, или Зоя, или Денис Давыдов - это часть нашего генетического кода, и если для ребёнка они не стали родными, для подростка уже вряд ли станут. В лучшем случае вызовут отстранённое восхищение. Как Муций Сцевола.

Автор ведь делает совершенно правильный вывод, что дети - не слабоумные и не потерянные. Просто ограбленные. И весь фильм о том, кто их грабит, как и для чего. И почему наибольшему разгрому подверглась, наряду с историей, и литература. Именно потому, что без них становишься "гражданином мира" с единственной мечтой - "слинять". Как у элитных деток из школы миллионеров.

А ведь это интересно перекликается с американским фильмом "Общество мёртвых поэтов". Там "Шекспир в подлиннике" был не инструментом воспитания, а просто частью набора сведений, необходимых человеку успешному. Культ личного успеха - школа для богатеньких. Но мальчишки оказались тоже "просто ограбленными" - и полюбили "скучного-непонятного" Шекспира, благодаря талантливому учителю. И взбунтовались, когда у них попытались ЭТО отнять. Что "это"? Личную причастность к ВЕЛИКОМУ!

Вот это и есть то, что у нас прилежно искореняют. Личную причастность. И всё равно неведомыми путями она прорастает.

Посмотрела все серии подряд, и уже могу перепутать, что в какой, но вторая так и называется: "Кухаркины дети". Там социал-дарвинисты со своей проповедью "блахородства, недоступного колхозникам", не решились соваться в Холмогоры!

В Холмогорской школе работает учительница - потомок Ломоносова в седьмом колене. И хотя учит она английскому, всё равно у детей - ПРИЧАСТНОСТЬ. Явная.