Найти тему
Учу сына говорить

Развитие крупной моторики

Учеными замечено, если ребенок поставлен в условия хронической гипокинезии (ограничение произвольных движений, малая подвижность), у него развиваются компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и т.д.

Превращаясь в автоматические, эти действия в какой-то мере удовлетворяют потребность ребенка в движениях.

Превращаясь во вредные привычки, такие действия препятствуют развитию у ребенка необходимых движений и могут быть устранены лишь длительными систематическим занятиями.

Отставание в развитии крупной (грубой) моторики проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений.

Важно вовремя распознать моторную алалию, когда за внешней стремительностью и быстротой движений, скрывается раскоординированность, расторможенность и неуклюжесть движений.

Я постоянно, глядя на сына, думала, что он шустрый, постоянно в движении, не сидит на месте, была уверена, что он сам все наверстает. Многому пришлось учить.

Навыки крупной моторики – это фундамент, база для формирования тонких движений рук. Развитие головного мозга напрямую связано с развитием мелкой моторики рук.

Чем раньше будет начата с ребенком работа по формированию двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие.

И вот вопрос. Кто же может обеспечить длительные систематические занятия? Нейропсихолог? Специалист по ЛФК или АФК? Детский сад?

Для примера, в Тюмени:
Стоимость занятия АФК – 1700 руб. за 30 минут
Стоимость занятия нейродинамической гимнастикой – 1400 руб. за 30 минут
Стоимость сенсорной интеграции – 1400 руб. за 30 минут
Стоимость мозжечковой стимуляции – 1700 руб. за 45 минут

Сколько раз в неделю сможет обычная семья водить ребенка на занятия? 1-2 раза в неделю? Что могут дать 30-60 минут в неделю?

Вывод один: заниматься нужно каждый день. Точнее не заниматься. Играть.

Приучайте себя к мысли – вы играете с ребенком и это доставляет вам обоим удовольствие.

Что делаем мы... Носимся, как ненормальные и орем также))) Благо свой дом позволяет это делать без ущерба для соседей.

Я заметила, что пробегавшись, прооравшись, Ярик гораздо легче соглашается идти заниматься, сосредоточеннее работает, с ним легче договориться, если он знает, что его ждет активная игра.

Часто мы играем в сказку: "Петух, кот и лиса", "Мешок яблок", "Палочка-выручалочка", в игре всегда есть "агрессор" (как правило, это я), который с криками и щекотаньем догоняет главных героев. Когда главные герои "спасаются", они уже гоняют "агрессора", и тут-то они отрываются по полной. "Агрессор" одновременно сгоняет лишние килограммы))

Что касается специальных упражнений, с которых можно развивать крупную моторику с совсем раннего возраста или с детками, которыми пока тяжело двигаться, то лучше начать с:

.1. «Лодочка» Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. Одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову, удерживая максимально долго. Затем делаете тоже, лежа на животе.

2. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. Чередуем с моментами расслабления.

3. «Бревнышко» Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

4. «Колобок» Лежа на спине подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз в одну, затем в другую сторону.

5. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

6. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

7. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной)

8. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноимённых руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются.

9. «Паучок» Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой.

10. «Гусята» Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево)

11. «Зоопарк» Ребенок изображает различных животных

Если ребенок не может сделать это сам, руками и ногами ребенка управляют родители, не нервничая и не злясь. Не нужно сразу стараться делать правильно, не стремитесь к «быстрым победам».

Поверьте из капли рождается море. Действуйте постепенно усложняя.

Если сразу стараться сделать правильно, требуя от ребенка того, что он пока не может выполнить, ребенок потеряет интерес и окажет сопротивление, это естественная реакция.

Если давать ребенку то, что он хочет – игру, объятия, любовь и поддержку, одновременно, незаметно внедрив в игру то, необходимо выполнить, это может стать вашим общим любимым и очень полезным времяпрепровождением.