Учеными замечено, если ребенок поставлен в условия хронической гипокинезии (ограничение произвольных движений, малая подвижность), у него развиваются компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и т.д.
Превращаясь в автоматические, эти действия в какой-то мере удовлетворяют потребность ребенка в движениях.
Превращаясь во вредные привычки, такие действия препятствуют развитию у ребенка необходимых движений и могут быть устранены лишь длительными систематическим занятиями.
Отставание в развитии крупной (грубой) моторики проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений.
Важно вовремя распознать моторную алалию, когда за внешней стремительностью и быстротой движений, скрывается раскоординированность, расторможенность и неуклюжесть движений.
Я постоянно, глядя на сына, думала, что он шустрый, постоянно в движении, не сидит на месте, была уверена, что он сам все наверстает. Многому пришлось учить.
Навыки крупной моторики – это фундамент, база для формирования тонких движений рук. Развитие головного мозга напрямую связано с развитием мелкой моторики рук.
Чем раньше будет начата с ребенком работа по формированию двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие.
И вот вопрос. Кто же может обеспечить длительные систематические занятия? Нейропсихолог? Специалист по ЛФК или АФК? Детский сад?
Для примера, в Тюмени:
Стоимость занятия АФК – 1700 руб. за 30 минут
Стоимость занятия нейродинамической гимнастикой – 1400 руб. за 30 минут
Стоимость сенсорной интеграции – 1400 руб. за 30 минут
Стоимость мозжечковой стимуляции – 1700 руб. за 45 минут
Сколько раз в неделю сможет обычная семья водить ребенка на занятия? 1-2 раза в неделю? Что могут дать 30-60 минут в неделю?
Вывод один: заниматься нужно каждый день. Точнее не заниматься. Играть.
Приучайте себя к мысли – вы играете с ребенком и это доставляет вам обоим удовольствие.
Что делаем мы... Носимся, как ненормальные и орем также))) Благо свой дом позволяет это делать без ущерба для соседей.
Я заметила, что пробегавшись, прооравшись, Ярик гораздо легче соглашается идти заниматься, сосредоточеннее работает, с ним легче договориться, если он знает, что его ждет активная игра.
Часто мы играем в сказку: "Петух, кот и лиса", "Мешок яблок", "Палочка-выручалочка", в игре всегда есть "агрессор" (как правило, это я), который с криками и щекотаньем догоняет главных героев. Когда главные герои "спасаются", они уже гоняют "агрессора", и тут-то они отрываются по полной. "Агрессор" одновременно сгоняет лишние килограммы))
Что касается специальных упражнений, с которых можно развивать крупную моторику с совсем раннего возраста или с детками, которыми пока тяжело двигаться, то лучше начать с:
.1. «Лодочка» Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. Одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову, удерживая максимально долго. Затем делаете тоже, лежа на животе.
2. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. Чередуем с моментами расслабления.
3. «Бревнышко» Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
4. «Колобок» Лежа на спине подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз в одну, затем в другую сторону.
5. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.
6. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).
7. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной)
8. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноимённых руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются.
9. «Паучок» Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой.
10. «Гусята» Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево)
11. «Зоопарк» Ребенок изображает различных животных
Если ребенок не может сделать это сам, руками и ногами ребенка управляют родители, не нервничая и не злясь. Не нужно сразу стараться делать правильно, не стремитесь к «быстрым победам».
Поверьте из капли рождается море. Действуйте постепенно усложняя.
Если сразу стараться сделать правильно, требуя от ребенка того, что он пока не может выполнить, ребенок потеряет интерес и окажет сопротивление, это естественная реакция.
Если давать ребенку то, что он хочет – игру, объятия, любовь и поддержку, одновременно, незаметно внедрив в игру то, необходимо выполнить, это может стать вашим общим любимым и очень полезным времяпрепровождением.