"Когда дизайнер выпускает одну коллекцию в год, а не четыре и не восемь, он может позволить себе вложить в неё совершенно другую эмоцию. Не думать о том, что сейчас в этом платье модель по подиуму пройдется, через два его уже все носят, а через четыре выкинут и забудут. А совершенно по-другому всё продумать, выбрать другой материал, другой сложности отделку. И потребитель, который понимает, что новой коллекции долго не будет - всё, она одна в год! - тоже совершенно по-другому и выбирает, и приобретает, носит."
Это выдержка из лекции аналитика моды Андрея Аболенкина, на которую я ездила в культурный центр "Лев и вишня" в Городце. Центр восстанавливает технологии пошива народного костюма, и лектора пригласили поговорить с аудиторией именно о традиционном подходе к одежде.
Я об этом много думала ранее. У меня в основном аскетичные клиенты: много вещей не покупают, носят до последнего, больше всего ценят возможность выразить себя через образ, часто сами шьют или мастерят аксессуары. Тем не менее, зеленая повестка в том виде, в котором мир моды кричит уже который год, на практике не особо приживается. Такой красивый цикл, где сырье выращено этичным путем, производство точно было без нарушения условий труда, дизайн сто процентов осмысленный, а когда вещь надоедает или истлевает, то утилизируется в компост или переработку, сейчас пока ещё утопия.
Но вот эта идея с эмоциями меня зацепила.
Я точно знаю женщин, которые делают чуть ли не магические вещи, создавая себе то пальто, то платья, которые кроят с пожеланием себе лучшей жизни. Кто на любовь, кто на успех - но пока скроишь, сошьешь и декорируешь, уже сто раз всё передумаешь. Долгое время творения превращается в одиночный тренинг. Когда готовое пальто снимаешь с вешалки, выходишь в мир уже совершенно готовая действовать.
Я также знаю женщин, для которых важно заработать на какие-то знаковые для них вещи. Сумка ли, украшение ли - но они опять же об этом думают загодя, планируют, меняют свои действия для того, чтобы эту цель, которая их подпитывает, в конце концов достичь. Одна мне говорила, что её зарабатывать дом научил: стройка оказалась намного дороже, чем она рассчитывала, но очень хотелось всё сделать при жизни и по-хорошему. Она не хотела обходиться полумерами, и пока научилась зарабатывать на плитку, которая ей нравилась, её доход вырос в несколько раз. Понятно, что это не одежда. Но всё же. Всё же много лет спустя её интерьер продолжает греть душу.
Мне кажется, это очень важно, быть в одежде естественной, защищенной, ощущать свою силу. Но в то же время мне кажется, что это не должно касаться каждого предмета в шкафу.
Потому что я знаю и женщин, которые не могут выкинуть ни одной старой футболки, потому что они, как альбом с фотографиями, связаны с определенными периодами их жизни: беременность, кормление, походы с детьми, отпуска на море... вот только вещи периода, когда были разводы и расставания, очень быстро выкидывают, а счастливые никогда.
Ещё одна идея, которая мне понравилась в лекции:
"Представьте себе, что быстрая мода исчезла. Нет больше футболок по 300 рублей, потому что они могут быть произведены только с использованием неэтично организованного труда. А теперь их шьют только артели, и цена на порядок выше. И вы уже очень внимательно выбираете, куда потратить не 300 рублей, а 3000 рублей. Тогда, вероятно, потребитель будет выбирать дизайнера, который ему близок не просто эстетически, но ещё и по ценностям. И отдавая свои деньги, будет понимать, что он не просто покупает футболку, а поддерживает рублем определенное сообщество."
С одной стороны, мы уже отчасти так живем. Когда видишь и регулярно читаешь страницы какого-то интересного дизайнера, который специализируется только на украшениях или только на определенного рода платьев, приятно его поддержать рублем, покупая его вещи и рекомендуя друзьям.
Но жить так постоянно и без альтернативы...
Наверно, это было бы изматывающе тяжело.
Поделитесь со мной в комментариях, что вы думаете по поводу большого вклада в гардероб, эмоционального или материального. Долго ли у вас служат вещи? В каком соотношении у вас знаковые покупки и те, что просто есть и всё?