Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Андрей Тарковский: перед съемками «Соляриса»

Андрей Тарковский: "Для меня нет никакой разницы между фантастическим, историческим или современным фильмом. Если его ставит художник, то в какое бы время ни уходил сюжет, проблемы, волнующие режиссера, — достояние сегодняшнего дня.

Самый реалистический сюжет всегда выдуман, всегда фантастика, а идеи, мысли истинного художника всегда остросовременны, всегда реальность, в какую бы невероятную, сверхъестественную форму эти идеи ни выливались.

Ведь истинный реализм не копирование тех или иных жизненных обстоятельств, а раскрытие сущности явлений, их психологической или философской закономерности. Писатели-фантасты — Г. Уэллс, Ст. Лем, Р. Брэдбери — больше интересовались психологическими, философскими, социальными вопросами, нежели увлекательностью фабулы.

Вот почему я мечтаю экранизировать роман Ст. Лема «Солярис», меня привлекает не развлекательность его, не сюжетная острота, а глубокая философская идея познаваемости мира, переданная в точной психологической концепции.

В ежедневной, обыденной жизни человек окружен массой предрассудков. Они возникают не от незнания, а, напротив, являются результатом заштампованных знаний и отношений только на основе прошедшего опыта. Предрассудки останавливают всякое духовное движение, ум погрязает в испытанных, формальных мерках...

Необычные ситуации, новые отношения в «Солярисе» (настолько невероятные, что их нельзя предусмотреть заранее и подойти с привычными условными концепциями) заставляют героя проверить ценность своего обыденного мироощущения и прибегнуть к новым построениям, взглядам на себя и мир. В «Солярисе» меня привлекает и другая идея: сила любви, оживляющая мертвую схему...

Пока это только замыслы. Я еще не вижу будущего фильма окончательно, но мне бы не хотелось делать его развлекательно-фантастическим, приключенческим.

Видимо, при постановке пришлось бы отказаться от фантастического антуража, остановить внимание зрителя на психологии героя, встретившего свое прошлое.

Боюсь, что это невозможно, но в идеале представляю себе действие, развернувшееся в одной комнате, чтобы каждый видел свое прошлое — даже непривлекательное — реальностью, а не завалявшимся хламом все приемлющей памяти.

Задача подобного фильма — показать людям, что и в обыденной жизни необходимо мыслить по- новому, не удовлетворяясь привычными, застывшими в предрассудок категориями»(Тарковский А. Достояние сегодняшнего дня // Советский экран. 1967. № 8. С.9).