Продолжение.
Ну, вот я и подошла вплотную к той теме, которую хотела осветить две статьи назад. 🙂
Дело в том что, озадачившись первыми вытрезвителями в России и приступив к сбору информации, я поняла, что будет неправильно не рассказать историю развития пьянства на Руси и борьбы с ним. Эта история планировалась на одну статью, а вылилась в две; и то очень коротко.
Кстати, первый виноградный спирт завезли на Русь в конце 14 века. Но он не прижился. А вот свою водку русские изобрели в середине 15 века. И стали потихоньку выпивать.
А теперь - к вытрезвителям!
Прототипы вытрезвителей.
Как только на Руси стали выпивать, так сразу же начали и бороться с выпивохами, которые не знали меры в этом деле. Изобретались всевозможные способы борьбы. Но помогали они мало. Скорее, не помогали вовсе.
Например, при Иване Грозном разговор с пьянчугами был короткий: провинившегося сажали в бочку с водкой и держали там от нескольких часов до нескольких суток. Наказание это было смертельным, потому что от спирта плоть человека начинала отходить от костей и он умирал в страшных мучениях.
В 17 веке зимой на улицах подбирали упившихся и отвозили в специальное место.
А первое подобие вытрезвителей появилось при Петре 1. Обустраивали их прямо при питейном заведении. (Как говорится, куй железо, не отходя от кассы 🤣.) Это были обычные холодные подвалы, куда укладывали хорошо перебравших товарищей, чтобы они проспались. Наутро их стыдили, читали мораль и отпускали восвояси. А вот если человек снова оказывался в "вытрезвителе", то на следующий день его доставляли в полицейский участок, где в торжественной обстановке вешали на шею уже известную нам семикилограммовую медаль "За пьянство". Чести носить её любитель выпить удостаивался на неделю. А потом будь добр, верни: другим надо.
Первые дореволюционные вытрезвители.
После трезвеннических бунтов непьющих и ратующих за трезвый образ жизни в государстве побаивались: того и гляди опять бунтовать начнут. И только с 1901 года стали создаваться "Попечительства о народной трезвости". Инициировал их министр финансов С. Витте.
"Народные дома" с лекториями и библиотеками в губернских и уездных городах росли, как грибы. Да толку не было: так же росла и смертность от алкоголя. 🤔 Мёрзли упившиеся до положения риз бедолаги как зимой, так и весной и осенью. Полиция, конечно, препровождала и буйных пьяниц, и мирно валяющихся под забором в участок. Ну и что? Там ведь тоже не было никого, кто мог бы оказать помощь этим страдальцам...
И вот наконец в 1902 году в Саратове открылось такое заведение, где пьяным предлагалось "бесплатное помещение, уход и медицинская помощь тем лицам, которые будут подбираемы чинами полиции или другим способом в тяжелом и бесчувственно-пьяном виде и которые будут нуждаться в помощи". Вот это да!!!
Но это еще не "вот это да". Настоящее "вот это да" появилось в Туле в 1904 году. "Помещение приюта, находясь почти в центре города, может обслуживать большую часть нуждающегося в нем населения. Дом в два этажа, низ каменный, верх — деревянный, что дает возможность иметь два совершенно отдельных помещения для мужчин и женщин. При доме надворные постройки, верхний этаж — большая светлая передняя (1 окно), две комнаты для живущего при приюте фельдшера (3 и 2 окна), комната для раздевания и одевания больных при их поступлении и выписке (2 окна), аптека и кабинет врача, три комнаты для мужчин, чулан, клозет. Нижний этаж — две женские палаты, изолятор для буйных больных, покойницкая, комната городового, кухня (4 окна), прачечная, чулан, клозет". А? Каково? По-моему, шик!
А председатель тульского общества трезвости от доброты сердца подарил "приюту" граммофон и 56 пластинок - а это по тем временам не три копейки стоило!
Одним словом, лежал бы да и лежал в таком приюте, да музыку слушал... 🫠 Эх!
Доктором в этом "Приюте для опьянелых" - так высокопарно называлось сие заведение при храме - служил Федор Архангельский, хорошо знавший нужды пьяниц. "Доктор Архангельский — прекрасный человек и по нравственным качествам бескорыстный, гуманный друг человечества, увы, сам страдал запоем", - говорил о нем тульский губернатор Михаил Осоргин.
Кроме медиков, этим богоугодным делом занимались служители церкви Николая Чудотворца и волонтеры.
Содержалось сие заведение на государственные деньги. Выпивох в приюте бесплатно кормили и оказывали медицинскую помощь, состоящую из рассола и водного раствора нашатырного спирта. Если, паче чаяния, у пьяницы были проблемы с сердцем, то давали камфору. В этом санатории можно было задерживаться до нескольких дней. Для развлечения отдыхающих заводили граммофон. В случае, если посетитель был беден или плохо одет, его снабжали одеждой и обувью.
С течением времени подобные заведения были открыты во многих российских городах.
К сожалению (на мой взгляд; не знаю, как на взгляд жителей Тулы), это заведение и общество трезвости перестало работать в 1917 году. Как, впрочем, и все остальные вытрезвители в России.
Продолжение следует...
Всем добра и мира!