Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Как побороть прокрастинацию

Прокрастинация – крайне распространенное явление. Ее не стоит путать с ленью, которая подразумевает под собой отказ от совершения важных дел в угоду праздности и безделью. Прокрастинатор не отказывается от работы и важных планов – он лишь откладывает их на потом. Это может выражаться в твердом намерении «сейчас съесть торт, а завтра сесть на диету» или «через час я сяду за работу, а пока посмотрю сериал». В итоге важные задачи делаются наспех, в последний момент, и время, которое было отведено на дело, тратится впустую. По итогу, ни отдыха, ни удовлетворительного результата не получается. На выходе прокрастинатор имеет лишь стресс, сниженную работоспособность, упреки от коллег, чувства вины и стыда.

Борьба с вечным откладыванием дел на потом – сложный процесс. Ниже я приведу несколько советов, как сделать его наиболее быстрым и эффективным.

1.
Убрать все, что отвлекает – первостепенная задача в борьбе с прокрастинацией. Если вы садитесь за работу – на столе должен быть лишь компьютер и тетрадь для записей. Если вы садитесь рисовать – то лишь кисти, краски и холст. Собираетесь идти бегать утром – ваш спортинвентарь должен быть разложен так, чтобы вы могли сразу его одеть и выйти. Мозг в целом устроен так, что он знает, что в результате определенной деятельности он получит вознаграждение. С физиологической точки зрения, ему неважно, что это будет – гордость за хорошо сделанную работу или смех от видео с неуклюжим котиком. Организм всегда будет стремиться затратить минимум ресурсов и сил для достижения желаемого результата – и здесь очевидно, что он предпочтет просмотр видео работе, или плитку шоколада занятиями спортом. Именно поэтому крайне важно, чтобы рядом не было никаких отвлекающих факторов, и мозг не мог быстро переключиться на более легкий вариант получения удовольствия.

  • Когда вы уже начали работу – то важно помнить, что все тот же мозг – не безграничной мощи суперкомпьютер. Он не может сохранять продуктивность, держа в себе огромные объемы информации и работая часами на износ. Крайне важно разгружать его и давать ему отдых.

- Попробуйте все мысли, которые посещают вас во время работы и захватывают ваше внимание выписывать в отдельную тетрадь/блокнот – так вы их не потеряете, и сможете их обдумать, когда завершите работу.

- Разбейте час на два промежутка в 40 и 20 минут. 40 посвятите труду, а 20 – отдыху, чтобы голова могла передохнуть и не перегрузилась в течение дня.

- Не забывайте про восприятие – мозг будет всячески избегать сложных задач, справедливо считая, что их выполнение отнимет много сил и будет нецелесообразно. Разбейте вашу работу на несколько дел поменьше, и так вам будет проще их сделать.

  • Очень важным пунктом является составление списка задач с правильной формулировкой. Здесь я просто приведу пример, как должен выглядеть список:

- Неправильно:

. Сходить в магазин

. Поработать

. Выбрать кино на вечер

. Позаниматься спортом

- Правильно:

. Сделать по работе:

- Составить таблицу по публикациям статей на июнь

- Созвониться с Иван Иванычем, обсудить вопросы оформления иллюстраций к статье

- Подготовить иллюстрации, согласно комментарием Иван Иваныча

- Написать статью на тему «Как правильно гладить волка, чтобы не потерять руку»

. Сходить в продуктовый магазин на углу дома №4 и купить:

- Масло

- Хлеб

- Макароны

- Воду

. Выйти на пробежку вечером:

- Не пить кофеиновые напитки и не курить за 2 часа до занятия

- Подготовить инвентарь для бега

- Сделать разминку перед бегом

- Бег 3 километра от дома и до парка, без остановок

- Сделать заминку после бега

И так далее. Дела надо расписывать максимально четко и подробно, даже если вы знаете, что вам нужно делать. Так голове будет тяжелее убедить вас, что, условно, можно не согласовывать иллюстрации, или что можно покурить незадолго до бега, а потом отложить его, поскольку после курения бегать вредно.

  • Матрица Эйзенхауэра позволит вам отсортировать дела по степени их срочности и важности. Собственно, вам предлагается разделить лист бумаги на 4 равных блока. Первый – важные и срочные дела, второй – важные, не срочные дела. Третий – не важные, но срочные дела, и четвертый– не важные и не срочные дела.

Далее вам следует рассортировать ваши дела и вписать их в соответствующие блоки. Так вам будет наглядно видно, чем стоит заниматься в первую очередь, что может подождать, а что, возможно, вообще не стоит делать.

  • Не забывайте про маленькие награды для самого себя за сделанные задачи. Нет ничего плохого в том, чтобы съесть любимую сладость после выполненной задачи или купить себе и посмотреть кино после рабочего дня. Для организма же это будет положительным подкреплением того, что за труды свои он получает награду, и тогда ему со временем будет проще концентрироваться на работе и делах, зная, что по итогу его ждет море удовольствия.

Автор: Михайлюк Натали
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru