В эфире передачи на Радио Спутник, Михаилу Хазину был задан следующий вопрос:
Станислав из Брянска спрашивает: «По итогам 2022 г. в Германии зафиксирован экономический рост, согласно официальным данным. Однако, также по итогам 2022 г., в Германии зафиксировано значительное снижение потребления природного газа. Эти данные, согласно логике, никак не коррелируются, как такое возможно?»
Ответ Михаила Хазина: На самом деле имеет место экономический спад и довольно значительный. Понимаете, экономический спад. Они, соответственно, изображают, что у них рост.
То есть снижение потребления газа потому, что закрыта целая отрасль. Они больше не создают ВВП.
Тут, кстати, тоже есть свои тонкости, потому что если отрасль не создает добавленную стоимость, а работает в ноль, может оказаться, что от того, что вы её закрываете у вас ВВП вырастает, как бы это по-дурацки не звучало.
Ведущий: - То есть фиксируется экономический рост при этом, как спрашивает Станислав?
Михаил Хазин: Да. Короче говоря, современная статистика штука очень специфическая. Если вы специально в ней не разбираетесь, то в этом случае вы почти наверняка становитесь жертвой обмана. Я по этой причине в обзорах фонда Хазина макроэкономических всегда эту тему аккуратно обсуждаю.
То есть человек, который на эту тему не думает, он оказывается в ситуации, когда ему все говорят:
«Вот у нас, может быть, начнется рецессия, а, может быть, не начнётся».
Рецессия тут начаться не может потому, что спад не циклический, а структурный и он уже начался.
Уже больше года идёт!
Ведущий: В американской администрации в феврале прошлого года заявляли, что доллар будет стоить 200 рублей. Как мы видим, ничего подобного не было.
Некоторые экспертные сообщества и институты аналитические говорили, что этой зимой газ в Европе будет стоить 5000 €.
На текущий момент он стоит 650. То есть ошибка совершенно колоссальная. Какие-то надёжные методики прогнозирования существуют, на ваш взгляд, или это кристально чистое творчество?
Михаил Хазин: Понимаете, мне сложно сказать, что там все говорили. Я всегда говорил о том, что для Европы нет проблемы с газом, если они начнут закрывать свою промышленность.
Они начали закрывать свою промышленность, которая очень много потребляла. На всех остальных хватает, потому что всё отлично. Живите спокойно жители Багдада, в Багдаде всё спокойно.
При этом, разумеется, Евросоюз перестаёт быть крупнейшим промышленным центром. Если они попытаются восстановить промышленное производство, то ситуация с газом восстановится. Будут те же самые проблемы. Почему?
Потому что одно дело субсидировать граждан, только в Германии на компенсацию, связанную со всеми этими штуками в этом году, в 23-м, выделено 200 000 000 000 €.
Теперь представьте себе, что захотят восстановить промышленность, которая много потребляет энергии. Вы им тоже будете субсидировать, сколько, как и на каких принципах? Поэтому тут много разных тонкостей.
Ну и, соответственно, надо учесть, что структурный кризис продолжается и в этом смысле возникает целая куча разных проблем.
Чтобы было понятно, я уже ссылался на макроэкономические обзоры фонда Хазина, в которых есть цифры. Сейчас все говорят:
«Вот на самом деле в Евросоюзе нет никаких проблем, в некоторых отраслях бешеный рост».
Я уже говорил в первой половине, почему это скорее всего вранье, но даже по официальным цифрам, по официальной инфляции падает объем розничных продаж.
А надо понимать, что 70% ВВП в любой рыночной стране, ну от 65% до 80%, обычно от 70% до 75% – это частный спрос.
То есть, иными словами, формирует ВВП частный спрос. Если у вас падает объем розничных продаж, это означает, что идёт очень серьезный спад. Вот из этого и надо исходить. Это реально очень серьезная проблема.
Читать в продолжение темы: