Упаковать и быстро масштабироваться? Отличная идея! Давайте разберем все подводные камни.
1. Первое, что нужно сделать - оценить возможности честного входа на рынок. Насколько цифры, которые вы укажете в финансовой модели соответствуют действительности? Насколько велика вероятность того, что потенциальный франчайзи сможет реализовать ваши показатели?
Доверие вызовут те бренды, которые существуют больше года в каждом из форматов, в которых представлены. Например, у вас стрит ритейл и формат в ТЦ. Важно, чтобы каждый из них был вами открыт и уже проработал больше года.
Также важно, чтобы вы могли официально подтвердить доходную и расходную часть. В "серый оборот" сегодня мало кто верит.
2. Второе - упаковать финансовые показатели.
Давайте посмотрим, на что инвестор обращает внимание прежде всего:
- Объем инвестиций - он должен быть "в рынке". Если он выше, то и доходность должна быть выше в соответствующих объемах.
- Сроки выхода на точку безубыточности и кассовый разрыв - в модели должны просматриваться доинвестиции (с учетом сезонности) до выхода на безубыточность.
- Сроки окупаемости - эконом сегмент в норме окупается до 1,5 лет, лучше - если около года; средний сегмент - до 2,5 лет; высокий - до 4х.
- Объем прибыли - тут прослеживается прямая взаимосвязь. Спрос на прибыль в соотношении с инвестициями примерно такой: "вкладываю до двух миллионов, планирую получать от 100 тысяч рублей после выхода на безубыточность", и так далее соответственно.
Большим преимуществом станет разработанная вами система ведения финансового учета и контроля, по которой вы сможете вовремя направлять внимание франчайзи в слабые зоны. Это может быть программное обеспечение или даже отчеты в таблицах. Формат - P&L и ДДС.
3. Третье - упаковать свою юридическую идентификацию на рынке франчайзинга. Все, что является вашей собственностью - рецептуры смешивания, графики стрижек, техники массажа - любые особенности, ноу-хау можно и нужно закрепить за собой.
Инструментами станет и депонирование идей, и регистрация товарного знака, и договор коммерческой концессии. Профессиональные юристы здесь на вес золота, ведь часто о договорах мы думаем тогда, когда нужно его расторгать, франчайзи не платит, или нарушает стандарты и портит репутацию всей сети.
Все виды поддержки франчайзи тоже упаковываются здесь.
4. Определить, насколько далеко вы хотите масштабироваться. Практика показывает, что зачастую франчайзинговая модель в 6-8 проданных франшиз может приносить больше, чем когда их у вас 20. Ведь сразу вам необходима большая управляющая компания, появляются аналитики и прочие процессники. Поставьте себе сроки и этапы развития франшизы, а также рассчитайте затраты, предположив, кто из текущей команды сможет взять на себя частичный объем работы, а для чего вам нужно будет нанять людей.
Многие франшизы так и не развились лишь потому, что заранее не обсуждали новые обязанности со своими текущими сотрудниками и доплаты за них, а новых людей на этапе развития нанять по финансовым причинам/разногласиям не смогли.
5. Упаковать все в так называемые книги:
- Книга бизнеса - там, где описываются все процессы коммуникаций с управляющей компанией, какой тип юридического лица выбрать, все виды вашей поддержки партнеров и так далее.
- Книга бренда - максимум допустимых и недопустимых вариаций использования товарного знака, рекламных и POS материалов, и так далее.
- Книга продаж - все о вашей целевой аудитории и всех этапах продаж, включая стандарты сервиса и работу в программном обеспечении.
- Юридический блок - договор коммерческой концессии, договор аренды, формы заявлений, внутренние нормативные документы - так, чтоб франчайзи просто мог взять это все, и больше ничего не искать в интернете.
Хорошим тоном станет запись видео по всем этим материалам на платформе. Туда также можно будет загружать все для реализации следующего пункта.
6. Определить, как вы повышаете квалификацию персонала.
Часть образовательной поддержки должна быть бесплатной. Вы ведь тоже заинтересованы в том, чтобы ваш франчайзи был успешен!
Остальное можете продавать. Успешнее продавать то, что сформировано из "болей" франчайзи, поэтому так важно отслеживать клиентский опыт и обратную связь от партнеров.
Мы в https://beauty-kafedra.com/ не только показываем, как выстроить успешный бизнес в beauty&beauty-med, но и упаковываем все процессы в полноценный франчайзинг с "0".
Пишите.