Хочу разобрать сегодня одну из очень распространённых ситуаций.
Светлана (имя изменено) уже некоторое время подписана на мои соцсети и решила написать нам со своей проблемой.
Она написала:
Я постоянно заставляю ребёнка учиться. Ну такого ведь никогда не было? За нами никто не бегал, не заставлял. Конечно, были отстающие, но все худо-бедно как-то справлялись.
А сейчас все родители постоянно делают с детьми уроки, постоянно стоят над душой, помогают, тянут. Я не против помочь сыну, вы не подумайте, да и куда денешься, если само не идёт, приходится помогать. Но это стало какой-то прям работой во вторую смену.
И не помогают всякие уговоры, договоры и остальное.
Желания нет, делает сам плохо. Если со мной, долго. Может и ныть сидеть, словно бы это я должна взять и по итогу всё за него сделать.
Как донести до него мысль, что это его работа, а не моя, не знаю. В ступоре. До меня то никто не доносил, сказали, будешь ходить в школу - ходила, надо сделать уроки - значит, надо.
Что я делаю не так и что вообще делать?
Почему может сложиться такая ситуация, где Вы вынуждены заставлять ребёнка учиться?
Варианты могут быть разные. Ребёнок явно не хочет учиться, ходить в школу, делать уроки, а может прям саботировать весь процесс, прогуливать, перекладывать ответственность на Вас.
Как именно будет проявляться ярое нежелание учиться, зависит от темперамента и характера ребёнка. Он может и плакать, и агрессировать.
Главное, понять, что за этим стоит.
Светлана написала верно, дети в принципе понимают, что школа - это их обязанность. И нравится это им или нет, делают то, что от них требуется.
А если в той или иной степени происходит саботаж, это может говорить о том, что:
🔹 у ребёнка есть конфликты с учителями или школьниками;
🔹 ребёнок не замотивирован учиться (он не понимает, зачем ему это делать);
🔹 есть трудно с памятью, вниманием или одним из навыков - чтение, письмо, счёт.
Конфликты
Социальная сфера школьной жизни – это такая же важная часть процесса обучения, как и сама учёба. Для ребёнка это первые шаги в решении конфликтов, проявлении симпатий, умения договариваться и т.д. Общение – один из нужных навыков, без которых мы не можем быть успешными.
Именно поэтому если возникли какие-то конфликты, ребёнок может переключиться на них.
Особенно остро конфликты воспринимаются в подростковом возрасте, но не значит, что на них не нужно обращать внимание в младшей школе.
Что делать:
- держите связь с учителями, чтобы быть в курсе, как учитель относится к ребёнку;
- ходите на собрания, не пропускайте, порой о зачатке конфликта, об агрессивном однокласснике можно узнать заранее;
- задавайте косвенные вопросы.
Всегда имеет смысл спрашивать:
❓ Кто из учителей тебе больше всех не нравится? Почему?
❓ Если бы нужно было позвать на праздник всех одноклассников, кроме двоих, кого бы ты не позвал?
Подобные вопросы помогут немного выяснить, что за атмосфера сложилась в классе.
Нет мотивации учиться
Другая частая проблема родителей - нежелание ребёнка учиться. Ему не понятно, зачем это делать. Такие ответы, как “это будет нужно в будущем”, “ты поступишь в хороший ВУЗ”, “тебе поможет это в работе” кажутся ребёнку далёкими, неправдоподобными и бессмысленными.
Дети не живут будущим, они не стоят далекоидущих планов. И даже мотивация из серии “хорошо закончи год, и мы купим тебе новый телефон” может не сработать. Ведь это слишком далеко.
Что делать:
- мотивируйте на коротких дистанциях: хорошо написал диктант, чисто выполнил домашку, сам убрал в комнате – поощряйте за маленькие достижения;
- стройте короткие планы – на день, на неделю;
- всё время хвалите за успехи и достижения, поддержки всегда недостаточно.
Прочитайте мою статью:
Она может быть Вам полезна.
Трудности в обучении
Самая обширная и частая тема – это всё-таки именно трудности с учёбой. Если ребёнку скучно, неинтересно, но более-менее не сложно, то он будет выполнять домашние задания, ходить в школу и делать уроки, но вот если что-то вызывает серьёзные затруднения, то велика вероятность того, что ребёнок начнёт саботировать.
Если он:
➖ не может запомнить правила, термины, формулы, словарные слова и т.д.;
➖ слишком часто отвлекается, теряет нить повествования, делает ошибки из-за невнимательности;
➖ не может понять прочитанное;
➖ с трудом считает;
➖ испытывает сложности при письме;
то процесс учёбы становится пыткой.
А представьте, если это идёт в совокупности? Это очень сложно.
Сын Светланы столкнулся с тем, что ему тяжело писать. Он делал это очень неаккуратно, старался, но лучше не получалось. А поскольку его за это всё время ругали, то желание писать постепенно отпало.
У него обнаружились серьёзные проблемы с концентрацией внимания и памятью (это взаимосвязано), поэтому порой он не мог понять, что от него хотят. Ну а с запоминанием нужного материала и вовсе была проблема.
Именно это в итоге привело к тому, что ребёнок отказывался приступать к урокам и не хотел ходить в школу.
Конечно, ему не нравилось чувствовать себя глупым и непонятливым.
Как Светлана это узнала?
Она прошла диагностическую консультацию в нашей онлайн-школе. Вы тоже можете записаться.
✍️ Записаться на консультацию
Там уже сразу было понятно, откуда растут ноги. Ведь ребёнок любознательный. Учиться и узнавать новое на самом деле ему очень даже интересно, но вот получалось это далеко не всегда.
В случае Светланы необходимо развивать память и концентрацию внимания и поработать над почерком. Тогда всё наладится.
Если хотите узнать, в чём причина в Вашем конкретном случае, приходите на консультацию. Тренеры поймут, в чём проблема и смогут подобрать обучение для её устранения.