Найти тему
Московские истории

Раскопки родословной

Ирина Апанасенко: Приходит время, когда, когда интерес к своим предкам становится очень настойчивым и стучит молоточком по голове, укоряя за равнодушие к этим вопросам в молодости.

Ведь были живы бабушки, прабабушки, обладавшие бесценной информацией, знанием об их предках, которые могли бы рассказать о таких деталях быта, которые теперь не узнать. Дабы как-то восполнить эти пробелы и не оставить своих внуков в роли Иванов-родства-не помнящих, начала я раскапывать историю предков моей мамы, Оксаны Леонидовны.

Моя мама.
Моя мама.

На то время мои визуальные представления о дедушке, Леониде Сергеевиче Шемшурине, исчерпывались лишь двумя детскими фотографиями.

Мой дед - в матроске.
Мой дед - в матроске.

Из рассказов мамы я знала, что предки по линии ее отца, Шемшурина Леонида Сергеевича, были купцами. Значит, поиски не должны быть трудными. Но начинала я их в 1991-1992 годах, поэтому первым доступным для меня источником сведений стала Историческая библиотека. И сразу – удача: в справочниках «Вся Москва» за конец XIX начало XX веков значится множество Шемшуриных. Чувства свои описывать не буду, они знакомы тем, кто занимается подобными изысканиями.

Затем, по объективным причинам, поиски прервались, но мысль о них не давала покоя. В 2000-х годах приступила к ним снова, уже на новом уровне: с использованием Интернета, с посещениями ЦИАНа и перепиской с РГИА в Санкт-Петербурге, получением новых данных из Материалов для истории московского купечества Найденова Н.А. Очень помогли участники форума «Союз возрождения родословных традиций». К тому же за это время нашлись другие потомки Шемшуриных, которые обогатили мою коллекцию фотодокументами и рассказами.

Все это было необыкновенно интересно, и можно многое рассказать о деталях поисков, но вот коротко о результатах.

Первый известный мне предок: Шемшурин Андрей Леонтьевич, родившийся в 1753 году. Вот что удалось узнать о нем и его семье из «ревизий» разных лет. В нашем понимании — переписи населения.

В 1782 году он, 29-летний, был впервые зачислен в московское купечество. Имел 18-летнюю жену Аграфену, дочь костромского купца Федора Федорова. Жил в Кадашевской слободе «за Москвой-рекой в приходе Церкви Николая Чудотворца, Что в Голутвине, в доме Успенскаго собору у сторожа Петра Петрова».

1-й Голутвинский переулок. Церковь Николая Чудотворца в Голутвине, 1954 г. Автор: Каверзнев Михаил Геронтиевич.
1-й Голутвинский переулок. Церковь Николая Чудотворца в Голутвине, 1954 г. Автор: Каверзнев Михаил Геронтиевич.

Так это выглядело в оригинале:

4 ревизия 1782 год
Кадашевская слобода
Впервые зачислены в моск. куп-во
апр. 26. – Андрей Леонтьев с. Шемшурин29; у него ж. Аграфена Федорова дч; 18, вз. гор. Костромы у куп. Федора Федорова с. Пеняева дч.; прб. по ук. Глв. м-та в 778 г. гор. Серпухова из купцов; жит. за М.р. в прх. ц. Николая чуд., ч. в Голутвине, в д. Успенскаго собору у сторожа Петра Петрова (3 г. куп.)

А вот сведения из ревизии 1795 года: Андрей Леонтьев Шемшурин, 42 года. В1784 году был частным маклером. В 1795-м - ревизором у собрания сказок. Ныне находится смотрителем при заставе. Якиманская часть, у Воскресения в Кадашове свой двор, торговлю имеет в табашном ряду.

В 1811 году купцу 2-й гильдии Андрею Леонтьеву, сыну Шемшурина, 58 лет. Живет он по-прежнему в Кадашах, в приходе церкви Воскресения Христова. У него новая жена — 35-летняя Матрена. Сыновьям, Александру и Василию, 23 года и 19 лет. Есть дочери – Наталья 14 лет и годовалая Марья. Еще - невестка Марья Федоровна 20 лет, «у нея дочь Анна 1 м».

Из ревизии 1833 года узнаю, что Андрей Леонтьевич умер еще в 1816 году, 62 лет от роду. В 1830-м умер и его старший сын Александр, оставив вдовой Марью Федоровну и сиротами детей, которых к тому времени уже стало значительно больше — Анна 22 лет, Петр 14 лет, Юлия 13 лет, Константин 9 лет, Аркадий 7 лет и 5-летний Егор.

Есть и краткие сведения о дальнейшей судьбе этих детей. Петр, Константин и Аркадий примкнули к мещанскому сословию. Егор в 21 год возведен в личное почетное гражданство. Дочери Анна и Юлия так и не вышли замуж.

Тем временем второй сын Андрея Леонтьевича – Василий Андреевич, купец 2-й гильдии, проживавший в Якиманской части, Кадашевском пер., № 174, с женой Александрой Семеновной, также увеличивают население быстрыми темпами: в 1817 году у них родилась Глафира, далее с разницей в год - Андрей, Семен и Василий. Уже с некоторыми перерывами: Александр (1824), Константин, (1828), Марья (1830), Николай (1831) и Дмитрий (1833). Итого — 9 детей. На три больше, чем у старшего брата!

К 1857 году, времени следующей ревизии, глава семьи, Василий-старший, уже умер. Умер и его тезка — сын Василий. Остальные на тот момент живы, подробности — неизвестны.

А мы отправляемся в более позднее время - продолжение следует:

Все присланные читателями семейные истории, проиллюстрированные старыми фотографиями из семейных архивов, можно посмотреть здесь.