Найти тему
Две Войны

«В начале войны считалось, что этот танк не берёт ни одно немецкое орудие, но это ошибка!»- 5 слабых мест танка КВ-1

Оглавление

Тяжёлый танк KB-1 был разработан в 1939 году, а запущен в серийное производство – уже в 1940-м. По состоянию на 1941 год, это была не просто новая, а даже новейшая машина.

С точки зрения конструкции, танк КВ-1 отвечал самым передовым для своего времени требованиям, предъявлявшимся к бронетехнике: удачная компоновка, обеспечивавшая хорошие условия для эффективной работы экипажа; сам экипаж из 5-ти человек, то есть, с полным функциональным разделением обязанностей; мощное противоснарядное бронирование; сильная пушка, способная поразить любой танк противника.

Броню КВ-1 не могло пробить ни одно немецкое орудие. Ничего подобного в гитлеровской Германии не было, и эти машины стали для наступавших оккупантов очень неприятным сюрпризом. Остановить советский тяжелый танк могли только 88-мм зенитные орудия.

Сочетанию «огневая мощь + бронезащита + маневренность» KB-1 соответствовал почти оптимально. Но вот именно – почти.

Большая часть потерянных танков данной модели была утрачена не от вражеского огня, а от неисправностей и поломок, возникавших в процессе эксплуатации. Ненадёжная это была боевая машина, сыроватая.

Захваченный немцами КВ. Фото в свободном доступе.
Захваченный немцами КВ. Фото в свободном доступе.

Самое главное – трансмиссия танка оставляла желать много лучшего, выход её из строя носил массовый характер. Часть недостатков трансмиссии устранили на KB-1С, что повысило и надёжность машины. Однако на этой модификации, в погоне за манёвренностью, уменьшили толщину брони, и получилось, что по своим боевым свойствам тяжёлый KB-1С приблизился к средним танкам Т-34 – более дешёвым в производстве. К тому же, в условиях возросшей мощи немецкой артиллерии, это было не лучшим решением.

5-й недостаток: ненадёжность, недолговечность

КВ-1 отличался

  • низким ресурсом двигателя;
  • частыми и небыстро устраняемыми поломками трансмиссии (коробки переключения передач и бортовых передач);
  • неудовлетворительной работой системы охлаждения двигателя в жаркую погоду (мотор быстро начинал перегреваться);
  • постоянными и быстрыми засорениями воздушного фильтра – он приходил в негодность уже через полтора часа после начала движения;

Никаких явных боевых преимуществ перед средним Т-34, за исключением более толстой брони, КВ-1 не имел. Вооружение было таким же, а маневренность – гораздо хуже, чем у «тридцатьчетвёрки».

Колонна КВ-1С. Фото в свободном доступе.
Колонна КВ-1С. Фото в свободном доступе.

4-й недостаток: плохая манёвренность

Танк KB-1 передвигался чуть быстрей пешехода и, чаще всего, был совершенно не способен развить заявленную в его технических характеристиках «паспортную» скорость.

Михаил Ефимович Катуков в книге «На острие главного удара» пишет:

«КВ-1 очень тяжелы, неповоротливы, а значит, и неманевренны. Препятствия они преодолевают с трудом. А вот «тридцатьчетвёрке» всё нипочем. К тому же КВ-1 ломают мосты и вообще приносят много лишних хлопот. А на вооружении у КВ-1 такая же 76-мм пушка, что и на «тридцатьчетвёрке». Так, спрашивается, какие боевые преимущества дает нам тяжёлый танк? Вот если бы у КВ-1 пушка была посильнее, калибром побольше, тогда другое дело. Можно бы, пожалуй, мириться и с его тяжестью, и с другими конструктивными недостатками».

3-й недостаток: тяжёлая масса, затруднявшая переправы и движение по распутице

В распутицу KB-1 мог в хлам разбить колеями любую дорогу – колёсная техника двигаться после этого уже не могла, танки других типов шли с трудом. В раскисший, переувлажнённый или заболоченный грунт его легко было засадить «на пузо». А вытащить – трудно.

Его массу не мог выдержать почти ни один деревянный мост – только капитальные бетонные, которых в те времена было ещё немного.

КВ-1. Фото в свободном доступе.
КВ-1. Фото в свободном доступе.

2-й недостаток: слабый механизм поворота башни.

Механизм поворота башни был «позаимствован» у среднего танка Т-28, и с увеличенной нагрузкой он справлялся не всегда хорошо – нередко начинал искрить и перегорать.

1-й недостаток: несоответствие новым немецким танкам аналогичного класса

В середине войны немцы ввели в строй танк аналогичного KB-1 тяжёлого класса – Т-VI«Тигр». На фоне этой новой разработки, КВ-1 моментально устарел. Наш танк был просто бессилен против «Тигра» с его «длинной рукой» – 88-мм пушкой с длиной ствола в 56 калибров. «Тигр» мог поражать KB-1 на дистанциях, запредельных для последнего.

«Тигр» появился как немецкий ответ на КВ. Естественно, при проектировании этих машин немецкие конструкторы учли все достоинства и недостатки советских танков, создав свои тяжёлые танки таким образом, чтобы они превосходили по своим боевым качествам КВ-1.

⚡Лёгкие танки тяжёлого бронирования Pz.I Ausf.F и Pz.II Ausf- почему эти две модели военные вермахта считали самыми бесполезными?

Застрявший при форсировании маленькой речки КВ-1. Фото в свободном доступе.
Застрявший при форсировании маленькой речки КВ-1. Фото в свободном доступе.

Но советские конструкторы их переиграли, выведя на арену тяжёлый танк ИС-2. А производство устаревших КВ-1 свернули ещё в конце 1942 года. Имевшиеся в войсках танки продолжали использовать. Но они постепенно вытеснялись более совершенными тяжёлыми танками ИС-2.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете насколько эффективен был КВ-1 после появления "Тигров"?