Найти тему

«Отстаивайте же Севастополь!»

    К. П. Брюллов. В. А. Корнилов на борту брига «Фемистокл» (1835) Фото: Википедия
К. П. Брюллов. В. А. Корнилов на борту брига «Фемистокл» (1835) Фото: Википедия

В Соборе св. князя Владимира - усыпальнице адмиралов и Мемориальном комплексе «Малахов курган» прошли торжественные мероприятия, посвященные Дню рождения выдающегося русского адмирала, одного из руководителей обороны города в годы Крымской войны 1853-1856 гг. - Владимира Алексеевича Корнилова.

В памятных мероприятиях приняли участие представители Черноморского флота, Российского военно-исторического общества, благочиния, кадеты кадетского корпуса им. адмирала В.И. Истомина следственного комитета РФ и сотрудники музея обороны Севастополя.

В Соборе св. князя Владимира помощник Благочинного севастопольского церковного округа Стефан Сломчинский провел панихиду. А после в дань памяти великого русского флотоводца к месту его захоронения в нижней церкви участники мероприятия возложили цветы.

- Владимир Алексеевич - тот человек на которого нужно равняться. Вся его служба - а он являлся учеником адмирала Михаила Петровича Лазарева - достойное тому подтверждение. Товарищи нахимовцы, юнармейцы, если вам нужно брать с кого-то пример - то это Владимир Алексеевич Корнилов, - сказал заместитель командующего Черноморским флотом, вице-адмирал Аркадий Романов.

После для курсантов Черноморского высшего военно-морского Ордена Красной Звезды училища им. П.С. Нахимова сотрудники музея-заповедника провели экскурсию по экспозиции усыпальницы адмиралов.

Продолжились памятные мероприятия на Мемориальном комплексе «Малахов курган». Там кадеты Севастопольского кадетского корпуса Следственного комитета Российской Федерации имени В.И. Истомина почтили память и возложили цветы к памятнику вице-адмиралу В.А. Корнилова.

В дни героической обороны Севастополя особенно ярко раскрылись военный талант Корнилова, его личная храбрость и выдающиеся организаторские способности.

До последнего дня своей жизни адмирал являл образец человека долга и чести, патриота, боевого руководителя, имевшего среди сослуживцев высокий нравственный авторитет.

Заявку на славную воинскую службу и великие свершения мичман Владимир Корнилов сделал еще в морском сражении при Наварине, на линейном корабле «Азов», которым командовал капитан 1-го ранга М.П. Лазарев. Сражение закончилось полным уничтожением турецкого флота, а Корнилов был удостоен первой награды Родины - ордена Св. Анны 4-й ст.

Далее его ждали десятки морских походов, битв и побед. Но его жизнь на «до» и «после» разделилась после сражения на реке Альма 20 сентября 1854 г., когда возникла прямая угроза Севастополю.

После высадки англо-французских войск в Евпатории и поражения русских войск на Альме Корнилов получил приказ от главнокомандующего в Крыму князя Меншикова затопить корабли флота на севастопольском рейде, чтобы использовать матросов для обороны города с суши.

Но у Корнилова было свое видение ситуации. Из-за атаки противника положение Севастополя было практически безнадежно, поэтому, по его мнению, флот должен был атаковать противника на море, невзирая на огромный численный и технический перевес врага. Ставка была на беспорядочное расположение английских и французских кораблей у мыса Лукулл. Русский флот должен был пойти на абордаж и взрывать свои корабли, если потребуется, вместе с кораблями противника. Это бы позволило нанести вражескому флоту такие потери, что дальнейшие его операции были бы сорваны.

Но князь Меншиков не одобрил предложение дать бой и повторил приказ затопить корабли. И за неповиновение решил отправить Корнилова в Николаев, а командование передать вице-адмиралу Михаилу Станюковичу.

Ответ Корнилова вошел в историю: «Остановитесь! Это - самоубийство... то, к чему вы меня принуждаете... Но чтобы я оставил Севастополь, окруженный неприятелем, - невозможно! Я готов повиноваться вам».

Корнилов остался и стал мозгом и волевым центром обороны Севастополя. Город был совершенно не укреплен. Лев Толстой тогда писал: «Не было укреплений, не было войск, не было физической возможности удержать его».

Корнилов тщательно готовил Севастополь к длительной и тяжелой обороне. В результате за короткий срок были созданы укрепления на Корабельной и Южной сторонах города, сыгравшие важнейшую роль в отражении атак англо-французских и турецких войск. Очевидцы писали, что за недели было сделано больше, чем за год. С таким рвением и стремлением защитить город, солдат, население он взялся за дело.

Корнилов считается основоположником позиционных методов ведения войны, что подразумевает непрерывные вылазки обороняющихся, ночные поиски, минную войну, тесное огневое взаимодействие кораблей и крепостной артиллерии.

Но заботился он не только о военно-материальной базе, тактике ведения боя и обороне осажденного города, но и моральном духе солдат. Его пламенные воодушевляющие речи вписаны в историю наравне с его блестящими военными победами. Благодаря им моральный дух защитников Севастополя был настолько высок, что они были готовы умереть, но не сдать город.

Сохранилось письмо Толстого, отправленное им из Крыма: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята! - говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» - и войска кричали: «Умрем... Ура!» И это был не аффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду».

Когда 17 октября противник начал первую бомбардировку Севастополя, Корнилов лично руководил на передовой, объезжал бастионы и батареи. На предостережения отвечал: «Вы исполняете свой долг, оставьте же мне исполнять мои обязанности». При объезде укреплений на Малаховом кургане Корнилов был смертельно ранен в бедро.

    Памятник Корнилову на Малаховом Кургане. Валерия Черных
Памятник Корнилову на Малаховом Кургане. Валерия Черных

Истекая кровью, он продолжил давать напутствие подчиненным и благословление на победу: «Смерть для меня не страшна. Я не из тех людей, от которых надо скрывать ее. Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Благослови, Господь, Россию! Спаси Севастополь и флот! Отстаивайте же Севастополь!»

В это время пришло донесение, что вражеские батареи сбиты. «Ура, ура!» - из последних сил произнес Корнилов. Это были последние слова отважного моряка, выдающегося военачальника, героического защитника главной базы Черноморского флота и Севастополя.

Подписывайтесь на нас в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Telegram - там самая оперативная информация!

Стали свидетелем происшествия или хотите сообщить об интересном событии? Пишите на WhatsApp, Viber, Telegram +7 (978) 769-73-29. Телефон редакции: +7 (978) 349-48-78

Автор: Валерия Черных