Мои интересы в моделизме лежат в основном далеко после окончания Второй мировой войны. Однако, есть некоторые образцы бронетехники, которые не смотря на такие временные рамки, оказались в моей личной Кубинке масштаба 1/72. Один из таких танков – Т-35. Любому мало-мальски знакомому с военной историей человеку данный танк представлять не надо. Поэтому я не стану рассказывать, сколько башен у него было, и как эти гиганты проявили себя в Великой отечественной войне. Давайте рассмотрим новинку от «Звезды».
Практика «контрольного выстрела в слепом масштабе» уже стала характерным почерком лобненских мастеров. Сходу можно упомянуть как минимум Pz.Kpfw.IV и “Армату», которые пережили трансформацию из 1/35 в 1/72. Поэтому появление данного набора не стало неожиданностью для моделистов, однако, появления модели на прилавках ждали. До этого к теме Т-35 обращались, на моей памяти, дважды.
Смоляной танк делался Modelkrak. Этот набор выпущен на типично «гаражном» уровне, как говорят наши зарубежные коллеги и он безнадежно морально устарел. Вездесущие китайцы выпустили Т-35 уже в пластике. S-model по присущей им традиции включила в набор две одинаковые модели, выпущенные с упрощениями, характерными для продукции, предназначенной для поклонников настольных игр. Поэтому без ложной скромности можно сказать, что отечественный производитель выдал на-гора первую полноценную пластиковую модель, доступную для широкого круга моделистов.
Сборку модели я начал с изучения матчасти. Т-35 для меня все-таки достаточно плохо известная машина. Я предположил, что прототипом послужил единственный сохранившийся до нашего времени танк, демонстрирующийся в танковом музее в Кубинке. Сверка деталей с фотографиями этой машины в интернете подтвердила мое предположение.
Данный танк выпущен в 1938г., и несете все характерные для этого периода выпуска черты. Я кратко перечислю их. Это цилиндрические башни, большая башня оборудована двумя люками и антенной на восьми стойках. Пулеметные башни не несут усиленной бронировки. Носовая часть корпуса сварная, с нижним бронелистом, заходящим на средний. Люк механика-водителя двустворчатый, распашной, люки на корме малого размера, крепящиеся на болтах.
Выхлопная система позднего типа. Что интересно, модель от S-model иной модификации. Там центральная башня имеет один большой люк, а выхлопная система раннего образца, со здоровенным глушитилем, расположенным поперек корпуса. Так что лобненцы не повторились. В целом, для систематизации знаний о Т-35 я рекомендую книгу М. Коломийца «Советский тяжелый танк Т-35». После ликбеза я сразу же занялся выбором прототипа.
В наборе есть декаль, содержащая согласно инструкции два варианта окраски. Тут на ум идет шутка о «угадал все буквы, не смог назвать слово». Поясню почему.
Один вариант по мнению производителя несет на башнях полосы тактических знаков. Согласно введенной в 1932 году системе маркировки, цвет верхней сплошной полосы определял номер батальона, нижней прерывистой – номер роты. Номер взвода определялся цветом квадрата на борту, а внутри квадрата цифра уже соответствовала номеру танка. Так вот, для танка с полосами на башнях квадрат на борту отсутствует. В декали же он есть. И он предлагается к нанесению на второй вариант, уже отдельно от полос. Логического объяснения этому я дать не могу. Упомянутая маркировка была отменена в 1938 году по причине ее слабой пригодности к реальной жизни. Все эти штрих-пунктирные знаки слабо различались уже на небольшом расстоянии. Исходя из этого, мало вероятно, что наш прототип мог долго щеголять со всей этой росписью.
Зато в декалях содержится красная звезда, наносившаяся на бортовые экраны. Танки со звездой встречаются на фотографиях с мест боевых действия лета 1941 года. Так я и выбрал схему окраски для своей модели. Кстати, данный танк можно было бы окрасить и в зимний белый камуфляж. Т-35 в такой окраске фигурировал в фильме 1942г. про оборону Москвы.
Работа с пластиком стартовала со сборки главной башни. Все ее детали состыковались без всяких проблем. Ствол 76мм орудия пришлось высверлить. Для прочности орудие было лишено возможности наводиться по вертикали. Все-таки у меня Кубинка, и танки должны быть демилитаризованы. Поручневая антенна имеет посадочные шифты только на половине стоек. Поэтому удобно было сначала приклеить именно эти «штофтованые» стойки, а уже после высыхания клея закрепить остальные.
Люки на башне выполнены отдельными деталями, желающие могут посадить туда фигурку танкиста. С 1937г. танки оснащались зенитным пулеметом. Он есть в наборе, и для пластикового выполнен вполне убедительно. Правда при его установки как есть он своим прикладом будет мешать открытию люка. Поэтому необходимо аккуратно отделить пулемет от турели и приклеить его в более уместном положении. Инструкция предполагает приклейку к башне фиксирующего кольца изнутри корпуса. Это конечно же неудобно, и я переделал крепление башни на обыкновенное, «с ушками».
Средние башни, помимо просверливания ствола орудия, потребовали еще небольшой доработки. На крышах башен есть петли для демонтажа. Они отлиты в виде каких-то пластинок. На самом деле это были кольца из прутка. Поэтому имитация была безжалостно срезана, и при помощи сверла были изготовлены кольцевые петли. Люки на башне выполнены в закрытом положении. Для любителей диорам это безусловный минус. Немцам в «слепом масштабе» заглянуть в среднюю (да и малую) башню просто так не получится. Люк на корме башни (для демонтажа орудия) отлит на одной половине. Странное решение, приходится зачищать литьевой шов на клепаном люке, а щель по его контуру получается разной на половинах башни. Уж лучше бы люк был поделен между двумя половинами башни, если дать его отдельной деталью совсем нет возможности. Стык все равно бы был, но контур люка был бы однороден.
Обращает на себя внимание то, что маски средних башен разные. Это точно воспроизводит оригинал. Задняя башня имела ограничитель, препятствующий повреждению длинной кормы своим огнем. Пулеметные башенки же абсолютно одинаковые. Они так же были дополнены петлями для демонтажа. Сразу стоит отметить то, что башни (кроме уже упомянутой большой) крепятся к корпусу по сути на трении, каждое удерживается только одним «ухом». Т.е. переворачивать модель надо будет очень осторожно. Это связано с плотной компоновкой подбашенного листа. Единственное «ухо» направлено внутрь корпуса, на наружной стороне его разместить не выйдет, оно упрется в бортовой лист. Я долго прикидывал, как можно усовершенствовать конструкцию, и надо сказать, что передумать «звездовцев» у меня не вышло. Может у вас получится?
Корпус танка строится вокруг «ванны», отлитой в одну деталь. Она получилась на пять баллов, нет никаких следов утяжин и облоя. Инструкция предлагает сначала собрать всю ходовую часть, затем накрыть получившееся верхней деталью. Я решил изменить схему монтажа и устанавливать детали ходовой и гусеницы уже на собранный корпус. Стоит отметить, что на верхней детали корпуса находится самый обидный и необъяснимый «ляп». На верхней лобовой плите зацело изготовлена имитация люка механика водителя. Для того, чтобы деталь извлекалась из формы, фактически был уничтожен весь ее рельеф. Заклепки превратились в черточки, смотровая щель – вовсе в какую-то ерунду. Как можно так не уважать свой труд – я не понимаю. Достаточно было дать люк отдельной деталью, и этой проблемы бы вовсе не было. Но проблема есть и ее надо решать. Я просто спилил весь рельеф и заново изготовил имитацию смотровой щели, а имитацию клепок набил корневерткой, благо заклепки там не особо выступающие. Более красивым решением было бы изготовление нового люка заново. Это упражнение я оставляю читателям в качестве домашнего задания.
Ожидаемо детали корпуса встали на свои места «на щелчок». На крыше МТО располагаются два короба с вентиляционными щелями под ними. Короба выполнены аккуратно и убедительно. А вот расположенный между ними грибок отлит прямо на крыше. В результате утрачен характерный зазор между «шляпкой» и крышей, и грибок выглядит просто выштамповкой. Вентилятор под кормовыми жалюзи получился хорошо. Жалюзи конечно толстоваты и их неплохо бы заменить на самодельные. Кстати полезный совет: не поленитесь выкрасить внутреннюю кормовую часть корпуса в черный цвет. Это избавит от проглядывания пластика.
На носовой части корпуса располагаются фары. Они выполнены в опускаемых бронеколпаках. Я хотел было сделать одну из них в боевом положении, но оказалось, что нас свое место она в сложенном виде почему-то не становится. Так что пришлось обе фары поднять, высверлив в них отражатель для последующей окраски стравленным из баллона «хромом». Интересно, что на настоящем танке между фарами располагался звуковой сигнал. На модели он забыт, хотя посадочное место под него обозначено. Я был вынужден подобрать «дудку» из запасов.
Очень интересная часть танка – подвеска. Она выполнена по специфической схеме. На каждом борту расположены по четыре тележки с двумя спаренными катками каждая, шесть поддерживающих катков, ведущее зубчатое колесо, ленивец с механизмом натяжения и вспомогательный каток, работающий при наезде передней части танка на вертикальное препятствие. Для начала я прикинул насухо, как соберется тележка. Собралась она отлично. Так был намечен следующий план действий. На корпус монтируются внутренние и средние части тележек, внутренняя часть механизма натяжения гусеницы и вспомогательный каток. Кстати он являет собой еще одно место, где «Звезда» пошла на странное упрощение – каток отлит вместе со своим кронштейном зацело. Остальные части подвески, включая многочисленные катки, окрашивались отдельно и устанавливались уже при окончательной сборке.
Перед окраской на надгусеничные полки был установлен весь полагающийся инструмент. Он выполнен отдельными деталями и это очень здорово. Проблема только с буксирными тросами. Те, что есть в модели, никуда не годятся. Во-первых они пластиковые. Во-вторых, на настоящем танке тросы были с плетеными коушами.
То, что дано, имитируют тросы с литыми коушами, причем отлитыми в форме плетеного. Очень загадочная конструкция. Пришлось сделать имитацию нужных тросов самому, используя подсмотренную у коллеги технологию. Вокруг согнутой из пластика образующей огибается тросик. Затем он обрезается, и место стыка заматывается лентой из кальки. Все пропитывается суперклеем. Выходит несколько грубо, но весьма похоже на то, что было в жизни. Так же немножко пришлось повозиться с запасными траками. Они удерживаются массивным рамным держателем, который, как вы можете догадаться, отлит вместе с траками. Небольшая работа резачком создала границы между рамой и отрезком гусеничной ленты.
И впереди была окраска...