Найти тему
Спортс“

Комбинезон гонщика MotoGP – бронекостюм на 15 кг. Из чего он и почему так сложно?

Восьмикратный чемпион MotoGP Марк Маркес украсил обложку февральского номера испанской версии GQ – на ней Марк немного неловко позирует в своем гоночном комбинезоне. Это реалии элитных мотогонщиков: защита массой 15 кг спроектирована так, что ходить и даже просто стоять в ней не очень удобно.

Поэтому у всех гонщиков смешные походки.

Их комбинезоны изначально отшиваются изогнутыми – специально для такой вот позы:

-2

А производятся обычно из смеси телячьей кожи, кожи кенгуру и других волокон, обеспечивающих подвижность, легкость и вентиляцию.

Кто вообще придумал гонять на байках именно в кожаном комбинезоне?

Мотогонки появились практически сразу после изобретения мотоциклов и уже тогда в качестве экипировки использовали кожаные костюмы. И одежда, и обувь и даже балаклава – все делали из кожи.

Первым отдельные элементы в слитный комбинезон превратил гонщик Джеф Дюк. Началось все с экспериментов с аэродинамикой: Джеф заклеил отверстия своего гоночного комплекта скотчем и заметил, что благодаря этому стал на несколько км/ч быстрее. В 1950-х годах стараниями Джефа Дюка и портного Фрэнка Баркера был разработан первый в истории кожаный мотокомбинезон.

-4

Особенным его делала не только повышенная аэродинамика, но и особое внимание к деталям. Джеф рассказал, что его портной сделал комбинезон немного толще в некоторых местах – тех, что по мнению Фрэнка, могли первыми износиться из-за аварий.

Позже в конце 1970-х начале 1980-х утолщения в комбинезоне заменят на композитные защитные вставки.

А современную уплотненную защиту изготавливают из термопластика или армированного композитного волокна – да, буквально из того же материала, что и пластины для бронежилетов.

Каждую деталь для разных гонщиков разрабатывают индивидуально. Все зависит от их гоночного стиля. Вот как проходят один и тот же поворот Марк Маркес и Хорхе Лоренсо.

Лоренсо вообще не касается поверхности трассы локтем, в то время как Маркес скользит на нем через весь поворот. Поэтому его локтевая защита больше, чем на комбинезонах других гонщиков и даже имеет специальную алюминиевую вставку, продлевающую срок использования защиты.

-5

Кстати, ведь бывают же стили и как у Хорхе Мартина:

-6

И для него нужны совершенно другие составы и накладки!

А защита для коленей не только отличается у разных гонщиков, но и имеет специальную дождевую версию. В дождь пилоты не могут отклоняться так же сильно, как в сухую погоду – и приходится использовать увеличенную, более «пухлую» версию наколенников.

-7

Стандартная защита

-8

Дождевая защита

Впервые о защите колен задумались в 1970-х. Именно тогда «лежачий» стиль управления байком стал основным в гонках. Гонщики много экспериментировали с защитой. Использовали и металлические пластины.

-9

И дерево, и коробки из под молока, и пластик.

Обратим внимание на особый крой комбинезонов – это отличает их от «дорожных» собратьев. Обычный костюм создан с учетом того, чтобы вы могли спокойно передвигаться в нем и без байка, но для гонок он не слишком полезен: чересчур свободный спереди, тесный сзади и не тянется. В итоге вы расходуете энергию на борьбу с комбинезоном.

Поэтому гоночная вариация укорочена в передней части и повторяет положение тела гонщика, сидящего на байке. Она имеет специальные тянущиеся вставки, позволяющие пилотам свободно управлять мотоциклом (плюс такое строение экипировки не нарушает циркуляцию крови – удобно сидит и не пережимает части тел райдеров, минимизируя их профессиональные травмы вроде синдрома межфасциального пространства. Они обычно ведут к операциям и восстановлению на месяц-два).

-11

А этот «горб» на спине служит не только как элемент аэродинамики: там прячется жидкость, которую гонщик пьет во время заезда. Правда умещается в «горб» только 300 мл – примерно одна алюминиевая баночка газировки.

-12

Индивидуальные особенности комбинезона не ограничены одними лишь размерами и защитными вставками. Дополнительно удобство могут обеспечить вот такие силиконовые накладки, снижающие скольжение. Они помогают гонщику удерживаться на мотоцикле.

-13

Безопасность обеспечивает целый ряд элементов. Грудь гонщиков защищает специальная вставка из высокотехнологичного вспененного материала, который становится мягче под действием тепла тела, подстраивается под его форму и благодаря этому даже не ощущается. Зато в любой момент времени готова принять на себя ударную нагрузку.

-14

А во время гонки она так же снижает вибрацию от топливного бака, на котором лежат гонщики.

И самое главное – подушки безопасности. Они встроены в костюм гонщика и срабатывают всего за 25 миллисекунд (вы едва успеете моргнуть за это время)! Как только система определяет, что здоровье гонщика под угрозой, баллончики выпускают газ и надувают подушки, защищающие спину, плечи и ребра гонщика.

-15

Впервые об использовании подушек безопасности задумались еще в 1970-х.

-16

Первые реальные образцы появились только в конце 90-х. Изначально подушка безопасности представляла из себя надувной жилет, который пристегивался к байку. И когда гонщик падал, внутри жилета взрывалась колба с углекислым газом и надувала защиту.

-17

Сейчас за все отвечает электроника, которая прячется внутри костюмов гонщиков.

-18

Перейдем к ботинкам. Они тоже индивидуальны, как и костюмы, и тоже зависят от гоночного стиля. Подобно налокотникам, защита на ботинках варьируется от гонщика к гонщику.

-19

Вообще элитные мотогонщки не любят новые ботинки – предпочитают чуть разношенные варианты, в которых уже отъездили несколько гонок: они удобнее. Поэтому чаще обувь просто реставрируют: отмывают и меняют подошву.

-20

Она, кстати, износится быстрее всего из-за абразивных деталей мотоциклов.

-21

Внутри – стелька и боковая защита, спасающие от высоких температур (например, от раскаленного двигателя).

-22

А еще внутренний ботинок, защищающий ноги гонщика от травм.

-23

Он достаточно гибкий, чтобы позволить ноге двигаться, однако ограничивает амплитуду движения, чтобы избежать серьезных повреждений. Пятка дополнительно усилена, чтобы избежать травм в аварии, когда гонщик падает на землю и его ступни ударяются о поверхность трассы.

-24

Детализация перчаток удивляет! Продумана каждая мелочь: дополнительная защита на мизинце (потому что именно он чаще всего страдает при падении) и его крепление к безымянному пальцу.

-25

Защита костяшек гонщиков, которая к тому же является частью аэродинамики, вентиляция...

-26

Форма, идеально повторяющая строение человеческих рук и особое строение кончиков (материал в этом месте тоньше), благодаря которому гонщик лучше чувствует тормоза на байке.

-27

В динамике и со всех сторон каждый миллиметр каждой детали гоночного бронекостюма показали здесь:

Вся эта экипировка добавляет к массе гонщика примерно 15 кг. Любой желающий может приобрести стандартную экипировку приблизительно за 7,1 тысячи долларов. Вот что представляют из себя цены на сайте одного из официальных партнеров MotoGP:

$4,5 тысячи за комбинезон.

-28

500 долларов за перчатки.

-29

$600 за ботинки.

-30

И примерно $1,5 тысячи за шлем.

-31

Но стоимость «несерийных» образцов для гонщиков в десяток раз выше – потому что каждый элемент экипировки разрабатывается индивидуально и создается вручную. По экипировке MotoGP точно уделывает «Формулу-1»!

Судьба байков MotoGP после сезона: разборка на детали или смерть под прессом. Спасаются в музеях лишь единицы, гонщики выкупают за свои деньги Мотогонки опаснее «Ф-1» – это мнение Льюиса Хэмилтона. Он мечтал о байках, а в машины пошел из-за требований отца В мотогонках можно побеждать одной рукой – после трех операций на переломе. Нужен особый комбинезон и сверхталант

Фото: revistagq.com; youtube.com/Mike on Bikes