Как известно, Ричи Блэкмор не любил слишком уж долго сохранять неизменным состав своего коллектива. И каждая версия RAINBOW так или иначе во многом определялась тем, кто стоял у микрофона. Смена фронтмена всегда означала какое-то изменение в музыкальном направлении группы.
Изначально группа RAINBOW была создана Ричи Блэкмором в конце 1974 года просто как инструмент для записи одной песни, которую DEEP PURPLE не захотели играть. Однако вскоре RAINBOW стала самостоятельной группой, способной к продолжению музыкальной деятельности. Это привело к тому, что в следующем году Блэкмор покинул PURPLE и полностью посвятил себя своей новой затее.
Теперь уже легендарный Ронни Джеймс Дио возглавил эту версию группы, и вместе с ним RAINBOW были записаны три студийных альбома, наполненные композициями, которые вскоре стали одними из самых популярных вещей классического хард-рока.
В 1979 году в подходе Блэкмора произошли некоторые изменения. Его перестал устраивать мистический стиль текстов, исповедуемый Дио и требующий соответствующего музыкального сопровождения. Ричи хотел большего успеха в Америке, и в тот момент мог отказаться от любого музыканта группы, который не был готов к тому, чтобы исполнять более коммерческий рок, включая песни о любви.
Блэкмор нашёл Грэма Боннета и медленно, но верно начал своё движение к более мелодичному хард-року. Эта версия группы пользовалась на текущий момент большим успехом, чем предыдущие, и это во многом благодаря удачному каверу на песню Расса Балларда Since You’ve Been Gone, занявшему 6-е место в Британии и 54-е место в Billboard Hot 100 США.
Однако не всегда адекватное поведение и несоответствующая представлениям Блэкмора внешность фронтмена, который упорно носил короткую стрижку, привели к дальнейшим изменениям в составе. Блэкмор хотел делать всё быстрее, наращивать количество коммерческого материала и иметь фронтмена с внешностью, которая, по его соображениям, помогала бы делу.
Наступает эпоха Джо Линн Тернера.
Тернер стал идеальным вокалистом для Блэкмора (не будем забывать, что именно Ричи позовет Джо Линна в DP после очередного ухода Иэна Гиллана). Основателю RAINBOW нравились и вокальные партии Тернера, и идеи текстов песен. Первым альбомом с Джо стал Difficult To Cure (1981). В альбом вошел самый успешный для RAINBOW в Британии сингл I Surrender (кстати, еще одна песня Балларда), занявший 3-е место, а также 19-е в чарте US Mainstream Rock.
Can't Happen Here также вошла в топ-20 Британии.
Как будто для того, чтобы специально подчеркнуть ориентацию группы на американский рынок, два новых музыканта - Джо Линн Тернер и барабанщик Бобби Рондинелли - были американцами. Дальнейшая смена состава привела к еще большему росту американского рейтинга, поскольку английского клавишника Дона Эйри заменил Дэвид Розенталь - вундеркинд из Нью-Джерси, только что закончивший Музыкальный колледж Беркли. Его выбрали после того, как группа прослушала около 50 других кандидатов.
Впервые в истории существования группы в ней доминировали американцы, и последними оставшимися англичанами были бывшие коллеги по DEEP PURPLE Блэкмор и басист Роджер Гловер. Это был состав, который готовился к записи следующей после Difficult To Cure пластинки.
Блэкмор выбрал для записи нового альбома Le Studio в Морин-Хайтс в Канаде. Известная студия: RUSH записали там альбомы Permanent Waves и Moving Pictures, а THE POLICE - LP Ghost In the Machin. Они как раз заканчивали работу над этим альбомом, когда в студии появились RAINBOW.
«Я помню то время», - сказал Джо Линн Тернер: «THE POLICE заканчивали один из своих альбомов, и пока мы ждали три часа, мы наблюдали, как они складывали свои вещи. Это вдохновляло. Они были очень популярны тогда».
Группа прибыла в Канаду и приступила к работе в декабре 1981 года. Как и было задумано, они задались целью записать пластинку мелодичных рок-песен, специально предназначенных для огромной американской аор-аудитории на FM. Предполагалось, что новый альбом даст группе американские хиты. Дошло до того, что это было практически все, что имело значение в тот момент для Блэкмора. Британские хиты пока что ценились, но для него этого было уже слишком мало.
Одна из песен, над которой они работали - очень мелодичная баллада, которая позже получила название Stone Cold. Написанная Джо Линн Тернером, Ричи Блэкмором и Роджером Гловером, песня рассказывает о человеке, которого оставила его возлюбленная.
И этим человеком был басист RAINBOW Роджер Гловер.
Гловер присоединился к RAINBOW в 1979 году по приглашению Ричи Блэкмора. Но именно в этот период он поссорился со своей первой женой Джуди Куль. Поскольку RAINBOW перебрались в Америку, Гловер отправился туда же, для начала обосновавшись в гостях у менеджера группы Брюса Пейна. В 1982 году он развелся с Джуди, после чего переехал в свой собственный дом в Гринвиче в штате Коннектикут.
Джо Линн Тернер написал текст песни после того, как однажды столкнулся в студии с мрачным и нетрезвым Гловером. На вопрос о том, что случилось, Гловер ответил: «She left me stone cold».
Инструментальный костяк песни был к тому времени уже готов. «Я понял, что произошло», - сказал Тернер. «Бракоразводный процесс... Я вернулся в свою комнату и написал текст. Я почувствовал, что у меня было что-то общее с таким настроением».
Понятно, что основной акцент в большинстве песен RAINBOW обычно делался на гитаре Блэкмора, на этот раз они усилили и общие мелодические качества песни, чтобы она максимально подошла для радио. И это, конечно, определило вокал Джо Линна Тернера как кульминацию трека.
Каждую ночь мне снится один и тот же старый сон
О нас с тобой и о том, что было между нами
Многое изменилось, слишком много лжи
Попытаюсь убежать, попытаюсь спрятаться
От всего, что я чувствую внутри себя
Но мне не убежать от тебя, от твоих холодных глаз
Ищу в темноте
То, что исчезло из поля зрения
Любовь была, но ушла, как воровка в ночи
Холодная как камень
А я думал, что знаю тебя очень хорошо
Холодная как камень
Мне не вырваться из твоих чар
Запись пластинки Straight Between the Eyes запомнилась всей группе суровой канадской погодой, которая стала отличным источником вдохновения для их вокалиста. «Я помню, как писал вокал Stone Cold в студии в Канаде», - рассказывает Тернер. «Она называлась Le Studio и была недалеко от Монреаля.
Я пел Stone Cold, а снаружи бушевал потрясающий шторм. Снег и лед - я пел Stone Cold, и все стеклянные стены студии были покрыты снегом и льдом. Невероятный шторм и идеальное место для того, чтобы я спел эту песню. Я работал над вокалом всю ночь, и шторм очень вдохновлял. Эта ночь научила меня тому, что то, что происходит вокруг, может очень хорошо мотивировать и вдохновлять вас, особенно если вы - вокалист. Вдохновение может помочь вам взять более высокие ноты и добавит больше искренности в подачу».
Нового клавишника Дэвида Розенталя попросили внести свой вклад в написание песен, но сразу предупредили, что поскольку он новичок, он не получит прав как автор песни (то есть - будущих роялти от переизданий и прокручиваний песни на радио). Подобное уже практиковалось с предыдущими новобранцами, но несмотря на свой юный возраст, Розенталь был очень умный и связался со своим адвокатом, чтобы тот помог ему правильно разобраться с ситуацией. И вскоре после прибытия в Le Studio Блэкмор получил письмо от адвоката Розенталя. Его реакция?
Блэкмор пожал плечами и продолжил свои дела. Но после этого Розенталь стал основной мишенью для приколов и розыгрышей со стороны Блэкмора во время сессий в Канаде.
Канадские погодные условия сыграли особую роль в операции «Розенталь». Барабанщик Бобби Рондинелли вспоминает: «В качестве главного розыгрыша Ричи решил вынести всю мебель из комнаты Розенталя и оставить её в снегу. На следующее утро за завтраком Дэйва знобило, так как после того, как он притащил все обратно в комнату, мебель ещё какое-то время оттаивала. Ричи был бы не Ричи без своих шуточек».
Но несмотря на небольшие инциденты, в основном сессии альбома вызывают множество теплых воспоминаний, о которых позже рассказывали участники записи. На этих сессиях было гораздо меньше ссор и разногласий, чем на предыдущих, и атмосфера для музыкального настроения была великолепной.
В общем, всё сработало. Stone Cold вышла как второй сингл альбома. 26 марта 1982 года - в Британии, а затем, вероятно, той же весной - в США (точная дата нигде не указана). Песня стала первым и единственным хитом группы в топ-40 американского Billboard Hot 100 - достигнув 19 июня 1982 года 40-го места, она в общей сложности провела в чарте 12 недель.
Stone Cold также вышла 5 июня 1982 года на первое место в чарте Billboard Top Rock Tracks. Это стало для RAINBOW огромным достижением, но в Британии на сей раз все сложилось более скромно - 34-е место в чарте синглов.
В Америке это до сих пор самая популярная песня RAINBOW. Она попала в плейлисты многих американских рок-радиостанций, и её крутят на радио до сих пор. Однако больше всего песня стала популярна на MTV. Этому музыкальному каналу было тогда всего около года, и она сходу угодила в самый важный плейлист, который назывался Список высокой ротации MTV.
RAINBOW, как и многие другие британские группы, какое-то время снимали клипы, сняли и для Stone Cold. Эдд Грайлз, который уже считался известным режиссером музыкальных клипов, сделал для песни удачный клип с дымом, зеркалами и манекенами. Через пару лет Эдд по-настоящему прославится - в 1984 году его взяли главным продюсером для первой церемонии MTV Video Music Awards.
Пройдет время, и Блэкмор будет иногда отказываться снимать музыкальные клипы, но пока что он был вполне готов поиграть в эту игру для общего блага.
Ричи Блэкмор далеко не всегда с восторгом вспоминает свои старые песни или даже альбомы, но, похоже, это не относится к Straight Between the Eyes и в частности к песне Stone Cold. Несколько лет назад он сказал в интервью: «Когда я слышу, как на музыкальном автомате проигрывается Stone Cold, я говорю: «Я горжусь этой песней!» Потому что это было именно то, чего я хотел. Тот факт, что я могу написать что-то очень попсовое, был для меня абсолютно новым. Мне нравится такое направление. Я не хочу всё время играть "крэш, крэш, крэш". Мелодия - вот что всегда было для меня основой музыкального плана, и это то, к чему я шел».
В 1995 году Блэкмор расхвалил и своего бывшего вокалиста: «Джо, без сомнения, был лучшим вокалистом, который когда-либо пел в RAINBOW. В таких вещах, как Can’t Let You Go, Street Of Dreams, он великолепен. В балладах его никто не смог бы переплюнуть, это именно тот голос, который я искал. Мы расстались, и я начал снова выступать с PURPLE. Но я не должен был так делать. Я сделал так только потому, что это принесло очень легкие деньги».
Джо Линн Тернер также очень хорошо отзывается о Блэкморе, хотя и не скрывает того факта, что работать с перфекционистами и выдающимися личностями бывает непросто. Но ему не привыкать, на протяжении многих лет он пел с такими людьми, как Блэкмор, Ингви Мальмстин и Майкл Шенкер.
«С ними бывает сложно», - говорит Тернер. «Но любой, кто идет по пути совершенства, сложен. При этом я считаю, что вообще не существует такой вещи, как совершенство, на мой взгляд, вы должны быть совершенно несовершенными. И я должен сказать, что Ричи всегда был очень ориентирован на сами песни - он всегда играл ради песни».
Группа отправилась в тур по Америке. Тур назывался Live Between The Eyes, и два гигантских движущихся механических глаза, зрачки которых были прожекторами, стали основной частью сценического оформления. Это был большой тур, и это был их первый тур, в который они не включили Британию, чем не слишком были довольны британские фанаты. Американская направленность группы стала абсолютной, и на данный момент это окупилось.
Читать также:
- "Мы давно уже играем больше оригинального материала, чем материала группы «DIO»..."