Найти в Дзене

Самый абсурдный метод подсчёта немецких танков

Видимо, надо крупно писать в начале, что этот материал, по жанру, скорее ПАРОДИЯ... Судя по комментариям, многие это не понимают.

Хотя Советский Союз давно канул в Лету, многие его важные составляющие никуда не делись. Например, советская история. Особенно, когда речь заходит о Великой Отечественной войне.

Конечно, сейчас полно серьёзных авторов, которым бы в советское время быстро заткнули рот (и в прямом, и в переносном смысле), но развелось и немало шарлатанов, вроде резунов, буничей и иже с ними. Однако, осталось немало и людей, глубоко погрязших в трясине советской истории.

Давеча я безумно наслаждался, как некий товарищ, смело оперировал цифрами и легко «доказал», что 22-го июня у немцев танков на границе было больше, чем у Красной Армии. Причём, существенно. Однако, хоть и прочитал он много всякого, но уровень его знаний о составе Вермахта был слабоват, потому учесть всего не смог. Хотя очень хотелось. Почему коммунистам, что современным, что в славные сталинские времена, больше всего не даёт кушать спокойно именно то, что у немцев была так мало танков, а у нас так много.

Я решил данному товарищу, и многим таким же, помочь. Собрать в кучу все самые неожиданные методы подсчётов, учесть каждую железку и тоже доказать, что все успехи немцев в начале войны зиждились на значительном превосходстве. В частности, в танках.

Кстати, тоже ведь полезно.

Для начала быстренько определимся с советскими танками, дабы понимать, к чему стремиться. Берём откуда-то цифру в 12700 танков в четырёх приграничных округах (вообще их было 13718 на 1-е июня, а потом стало больше), и вычитаем из этого 2230 танков, которые указаны как 3-я и 4-я категории. Убираем ещё и 900 танкеток, мотивируя тем, что танкетки использовались как тягачи (на самом деле далеко не все), и получаем цифру около 9700 танков.

Теперь посчитаем немцев.

Начнём с общеизвестного. Многократно опубликованного числа танков в танковых дивизиях и отдельных батальонах. Я возьму таблицу из своей старой книги, в ней данные в основном такие же, как у Томаса Йенца:

-2

Как мы видим, получается 3562 танка, и мы на ней, конечно, не остановимся. Поскольку цифра эта показывает не число танков в самих танковых дивизиях, а списочное количество машин в танковых полках дивизий. А это не одно и тоже. Кстати, слово «списочное» мы старательно проигнорируем, а то получится, что танков меньше.

Танки имелись ещё и в сапёрных батальонах, и отдельные глазастые товарищи заметили у того же Йенца в таблицах расхождение.

В частности, танков Pz.Kpfw.I (а именно они входили в состав тяжёлой роты сапёрного батальона), на 22-е июня было (кроме учтённых уже в таблице):

  • В 1-й танковой дивизии — 11;
  • В 3-й танковой дивизии — 13;
  • В 4-й танковой дивизии — 10;
  • В 6-й танковой дивизии — 11;
  • В 7-й танковой дивизии — 11;
  • В 8-й танковой дивизии — 11;
  • В 9-й танковой дивизии — 11;
  • В 10-й танковой дивизии — 11;
  • В 11-й танковой дивизии — 11;
  • В 12-й танковой дивизии — 11;
  • В 13-й танковой дивизии — 8;
  • В 14-й танковой дивизии — 11;
  • В 16-й танковой дивизии — 12;
  • В 17-й танковой дивизии — 10;
  • В 18-й танковой дивизии — 11;
  • В 19-й танковой дивизии — 11;
  • В 20-й танковой дивизии — 11.

Как видите, набирается ещё 185 танков. Их, конечно, стоит учесть. Правда, некоторые авторы предпочитают исходить не из данных какого-то Йенца, а из штатных расписаний. А по штату в сапёрном батальоне полагалось иметь 2 танка Pz.Kpfw. II и два взвода по 10 укладчиков взрывчатых зарядов Ladungsleger auf Panzerkampfwagen I Ausf.B. А это целых 22 танка в каждой дивизии, то есть всего 374 танка. На самом деле Landusleger I выпустили всего 30 штук и все они были в 7-й танковой дивизии. Использовались во Франции, никаких данных об их наличии в составе танковых дивизий в 41-м нет, но мы это проигнорируем.

А вот о чём многие забывают, так это про мостоукладчики. Их по штату полагалось 4, а это ещё 68 машин. На самом деле было лишь четыре Bruckenleger IV и четыре Bruckenleger II, но зачем вдаваться в такие мелочи. Зато стоит учесть сверхштатные четыре штурмовых моста Infanterie Sturmgesteg Auf Fahrgestell IV, что позволяет нам увеличить количество сапёрных танков до 72.

-3

Для полноты картины надо учесть ещё и танки в батальоне связи. Сами немцы их нигде не учитывали, но по штату полагалось иметь 8 командирских танков. А поскольку данных нет, а вера в то, что у немцев всё было по штату, есть, то можно смело добавить ещё 136 командирских танков.

Это ещё не всё, так как можно же учесть 2-ю и 5-ю танковую дивизии, в которых считают 350 танков. Давайте уж тогда учтём более точные цифры: во 2-й 194 танка и в 5-й 186, а всего 380. Другое дело, что обе эти дивизии к началу операции «Барбаросса» танков практически не имели, а это данные на момент, когда обе дивизии прибыли на Восточный фронт для участия в операции «Тайфун». Но опять же, кому интересны такие мелочи.

Поскольку дивизии свои возможности исчерпали, не забудем, что были ещё танки в составе бронепоездов. А это целых 15 трофейных танков Pz.35 S 739 (f) (французские Char de cavalerie 35S).

Итак, путём неимоверных усилий мы набираем 4539 танков. Это, конечно, маловато, но есть же ещё разные самоходные установки. Коих разные авторы так любят считать.

-4

Начнём со штурмовых орудий. По ним больше всего путницы. Поскольку они относились к артиллерии, то, разумеется, в сводках про танки о них не упоминалось. А потому и легче считать так, как хочется. Всего имелось 11 дивизионов и 5 отдельных батарей штурмовых орудий. Ещё имелись батареи в составе дивизий СС «Рейх» и «Мёртвая голова», полка «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», полка «Великая Германия» и 900-й моторизованной бригады.

Всего получается 263 штурмовых орудия по списку.

Но некоторые товарищи умудряются насчитать 13 дивизионов на фронте и по 7 установок в батарее, а также учесть несуществующую батарею в дивизии СС «Викинг». То, что прибавленные ими дивизионы появились уже после начала боевых действий, новый штат батареи с 7 установками был введён в ноябре — это ненужные детали. В результате набирается 364 машины. Но и этого мало, далее следует:

Между тем, до 1 июля 1941 года германская промышленность передала в войска ещё 439 штурмовых орудий (из них по состоянию на 1 июля 1941 года в вермахте числится 416 экземпляров).

Почему бы не посчитать даже не 364, а 416? Вторая же цифра больше.

Далее переходим к противотанковым самоходкам.

Начнём с Panzerjager I. Ими вооружены пять противотанковых дивизионов. Плюс по одной роте (9 машин) в составе «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и 900-й моторизованной бригады. В противотанковом дивизионе было три батареи по 9 машин, плюс четыре танка Pz.Kpfw.I в качестве командирских или командирских машин Kleiner Panzerbefehlswagen. Всего 153 установок, плюс 22 командирских машин. Всего прибавляем 175 машин.

Но ещё три дивизиона были вооружены 4,7cm PaK(t) auf Pz.Kpfw 35R(f) и командирскими машинами Befehlspanzer fuer 4,7 cm PaK(t) Einheiten auf Panzerkampfwagen 35R(f). Что даёт дополнительно 93 противотанковых установки и 12 командирских машин. Всего 105.

-5

Продолжаем считать самоходную артиллерию. Ещё имелось шесть батарей самоходных пехотных орудий — Sturmpanzer I, приданных танковым дивизиям. В каждом по 6 машин, всего 36. Правда, весьма авторитетный в этом вопрос автор — Юрий Пашалок, считает, что реальное количество самоходок на 22-е июня было 12… но, мы не обратим внимания.

Почему-то всегда забывают посчитать зенитные танки — 26 зенитных самоходных установок 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf.A или проще Flakpanzer I. Каждой из трёх батарей придавались три транспортёра боеприпасов Munitionschlepper I (на базе танка) или Sd.Kfz.250/6 (это бронетранспортёры). Будем считать, что транспортёры боеприпасов были на базе танков, и учтём все самоходки. Тогда можно округлить до 35.

В результате мы с вами набрали 5306 танков, самоходных установок и разных прочих бронемашин. Не густо пока.

Тогда подходим более серьёзно (но с комсомольским задором), и чем считать отдельные самоходки, вспоминаем, что аж в декабре 1940 года было принято решение о переоборудовании 700 трофейных французских танкеток-тягачей в примитивные противотанковые установки, путём размещения на них качающейся части 37-мм противотанковой пушки. Танками мы эти машины посчитать не сможем, но под категорию самоходок можно что угодно подвести, так что с учётом этих машин мы переваливаем за 6 тысяч. Что касается того, сколько таким машин сделали на самом деле, когда они поступили на Восточный фронт, лучше не задаваться вопросом.

Однако, пока имеем 6 тысяч против 9 тысяч советских. Но у нас есть замечательный резерв. Это французские трофейные танки. Их почему-то считается не менее 4-5 тысяч.

При этом, можно прочитать, как на полном серьёзе пишут:

Вермахт на Восточном фронте использовал тысячи французских трофейных танков, которые применялись для поддержки пехотных дивизий, и в качестве подвижных противотанковых средств для борьбы с советскими «тридцатьчетвёрками», так как их мощные пушки побивали броню советских танков.

Мы с вами возьмём эту запись на веру и не будем выяснять, в каком сумасшедшем доме вдруг провели интернет. В советское время писали чушь и похлеще. Понятно, что 3 тысячи французских танков спасут гиганта мысли… виноват, это из другой оперы. Хотя, как сказать…

Я же со своей стороны ещё добавлю, что на Восточном фронте, кроме упомянутых выше французских танков и созданных на их базе самоходных установок, имелись ещё следующие машины, созданные из французских трофеев.

На базе танка Char léger d'accompagnement infanterie et de cavalerie mle. 1935H, были созданы артиллерийские тягачи. Просто сняли башню и назвали Artillerieschlepper 38H(f). Считается, что несколько штук было на Восточном фронте в 1941 году.

На шасси того же танка создали самоходную реактивную установку Panzerkampfwagen 35H(f) mit 28/32 cm Wurfrahmen, просто установили четыре направляющих. Утверждается, что 4 таких машины принимали участие в операции «Барбаросса». Я не стал проверять эту информацию.

На базе другого французского танка — Char léger d'accompagnement infanterie mle. 1935 R, создали гораздо больше машин. В начале 1941 года 110 танков были переоборудованы в артиллерийские тягачи, получившие обозначение Moserzugmittel auf PzKpfw 35R 731(f), а ещё 90 танков в бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ) Bergeschlepper 35R (f). И, почти все они когда-то оказались на Восточном фронте, возможно даже в июне.

Если вам это показалось мало, то могу предложить посчитать самоходные установки на колёсной или полугусеничной базе. А чем они хуже? Впрочем, мы же чуть не забыли про целую танковую армаду союзников Гитлера. А ведь:

…все союзники Германии выставили против СССР около 500 танков и свыше 300 танкеток

Не важно, что, например, вся итальянская танковая армада в 61 танк прибыла на фронт совсем не в июне 41-го, а также прочие мелочи. Ещё 800 танков очень кстати.

При желании ещё можно много «насчитать». Но, как мне кажется, любой настоящий коммунист, уже должен убедиться, что историки всё врут, и прав был товарищ Сталин, когда велел всем верить, что в Вермахте танков было больше, чем в РККА.

-6

Я не знаю, какого жанра получилась статья, но, мне кажется, что в ней было и немало полезного. Однако, как показали первые полчаса после публикации, у большинства комментаторов чувство юмора отсутствует напрочь и о чём статья они не поняли.

Кстати, есть люди, которые пытаются всякими хитрыми методами посчитать танки не только в июне 41-го. Рекомендую прочитать:

Самый удивительный метод подсчёта немецких танков

А кому интересно, сколько на самом деле танков было в 1941 году у союзников Вермахта, могу предложить вот эту статью:

Сколько же танков было у союзников Вермахта в операции «Барбаросса»