Найти в Дзене
Исторические мелочи

О портрете Доминика Радзивилла из Русского музея

В Русском музее в Санкт-Петербурге хранится выполненный в 1764 г. неизвестным художником портрет представителя самой знатной и богатой аристократической фамилии Великого княжества Литовского Доминика Радзивилла

Я сначала приведу часть опубликованной на сайте Русского музея аннотации к портрету, а затем поделюсь кое-какими сомнениями и рассуждениями по его поводу.

Итак, фрагмент аннотации:

«Доминик Радзивилл, князь (1747 — около 1803) — младший сын великого кравчего (крайчего) литовского Мартина Николая Кароля Радзивилла (1705–1782) и его второй жены Марты Трембицкой (ум. 1812). В отличие от отца и братьев, никаких постов не занимал. Как младший сын не имел прав на майорат. Одет в подобие гусарского мундира, обильно украшенного золотой вышивкой, бантами; на шапке — эгрет из драгоценных камней, явно не предусмотренный униформой. На фоне — сцена битвы: гусар преследует всадников под знаменами с полумесяцем — возможно, эпизод битвы под Веной, в которой польско-австрийские войска разбили турецкую армию. Польские воины взяли как трофеи шатры султана (изображены на переднем плане). В 1764 королем Польши избран Станислав Понятовский. Вероятно, в этом году Доминик начинал военную карьеру».

Правильность атрибуции портрета как изображения представителя рода Радзивиллов сомнений не вызывает. И слева вверху, и справа внизу изображен герб рода – щит с тремя трубами на груди орла

Не располагаю данными, на каких основаниях зиждется идентификация личности персонажа именно как Доминика Радзивилла и датировка создания картины 1764 г., но, видимо, у столь точных атрибуции и датировки основания весомые.

Также можно почти согласиться с определением одеяния Радзивилла на портрете как «подобия гусарского мундира». Действительно костюм князя, выполненный в гусарском стиле, скорее всего, не является мундиром какой-либо воинской части Речи Посполитой или другой европейской страны, на тот период располагавшей гусарскими подразделениями. По-видимому, это роскошное одеяние является изобретением самого его носителя или более старших представителей рода. Практика ношения таких «парамилитарных» костюмов была вполне обычной для представителей богатых магнатских родов Речи Посполитой, в том числе и фамилии Радзивиллов. Вспомним хотя бы известный портрет Иеронима Флориана Радзивилла 1746 г.

Я. Вессель «Иероним Флориан Радзивилл», 1746 г.
Я. Вессель «Иероним Флориан Радзивилл», 1746 г.

Но есть один момент. Как известно, богатые магнаты Польского королевства и Великого княжества Литовского содержали свои «надворные», частные армии. В некоторых из них имелись гусарские подразделения. В большинстве случаев это были гусары в «польском понимании» этого термина, то есть вооруженные длинными копьями, оснащенные панцирями тяжелые кавалеристы. Те самые знаменитые крылатые гусары, блиставшие на полях сражений XVI-XVII вв. Отдельные их хоругви существовали (точнее будет сказать – продолжали созываться) до середины XVIII в. Гусарский костюм на обоих приведенных портретах Радзивиллов (и Доминика, и Иеронима Флориана) соответствует другой «ветви» гусар – балканско-венгерской, где они к XVIII в. давно превратились в легкую кавалерию. Так вот, есть данные, что, например, по состоянию на 1751 г. в «надворном» войске Иеронима Флориана Радзивилла (персонажа второго приеденного в данном материале портрета) состояла гусарская рота, созданная по прусскому образцу, в которой офицерами служили пруссаки. «По прусскому образцу» - то есть не по польскому, где гусары – тяжелая кавалерия, а по венгерскому, ставшему со временем общеевропейским, в том числе прусским. Где всадники одевались в венгерском стиле и служили легкой кавалерией. В этой связи можно высказать очень осторожное предположение – может быть, костюмы обоих выше приведенных Развивиллов – это не просто магнатское одеяние, существовавшее в единственном экземпляре, а хоть и дополнительно роскошно украшенный, но мундир гусарских подразделений «надворного» войска Радзивиллов?

Безусловно, нуждается в корректировке утверждение авторов аннотации, что на портрете Доминика Радзивилла изображены захваченные под Веной шатры султана. На самом деле в османском лагере под Веной в 1683 г. поляки захватили шатры великого визиря Кара Мустафы. Правивший тогда в Османской империи султан Мехмед IV лично в походе на Вену не участвовал.

-4

Но самое главное – вызывает сомнение версия о том, что представленная в правой нижней части портрета батальная сцена с участием турок (кстати, почему в аннотации эти турки названы всадниками, если они пешие?) изображает эпизод битвы под Веной. Зачем в 1764 г. (если верить датировке картины) на портрете семнадцатилетнего князя Радзивилла изображать события, пусть и триумфальные для войск Речи Посполитой, но 81-летней давности?

-5

А если здесь действительно запечатлен эпизод снятия турецкой осады с Вены в 1683 г., то почему преследующий османов всадник изображен не польским тяжелым (крылатым) гусаром, каковые и участвовали в тех событиях, а современным портрету легким гусаром XVIII в. (венгерского образца)?

Мундир нападающего на турок всадника в целом совпадает с костюмом Доминика Радзивилла, однако, насколько позволяет рассмотреть качество снимка, всадник имеет под носом усы (отсутствующие у князя). Еще пара обмундированных, по-видимому, схожим образом всадников скачет за эфесом сабли Радзивилла – у одного видна шапка с красным шлыком. «Надворная» гусарская рота Радзивиллов? Но где они могли столкнуться с османами, учитывая, что в XVIII в. Речь Посполитая с Турцией уже не воевала? С расцветкой униформы гусарских полков других стран того времени – России, Австрии, Пруссии, Франции расцветка мундиров изображенных на картине всадников не совпадает. За исключением разве что одного французского гусарского полка, но тот же вопрос – где французы могли столкнуться с османами до Египетской экспедиции Бонапарта?

И наконец – почему у турок на портрете однообразные длиннополые зеленые мундиры с подвернутыми длинными фалдами, напоминающие, скорее, русскую пехотную униформу?

На все эти вопросы, увы, у меня нет ответа. Может быть, действительно, батальная сцена в углу портрета Радзивилла помещает его и/или всадников его частной армии в давно ушедший исторический контекст времен битвы под Веной 1683 г. Но эту версию явно рано считать доказанной.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.