В 1425-1453 годах Московское княжество пережило болезненный кризис, который современники назвали «великой замятней», советские историки – феодальной войной, а современные исследователи – княжеской междоусобицей. Она ознаменовалась борьбой за власть членов «гнезда Калиты», которым их отцы и деды в своих завещаниях – духовных грамотах – наказывали жить в мире и любви.
Победителем вышел внук Дмитрия Донского – Василий II, который терпел поражения, был сослан и даже ослеплен. Как получилось, что искалеченный князь, который несколько раз оказывался в безнадежном положении, не только вернул себе московский престол, но и укрепил свою власть в Северо-Восточной Руси? Причина столь неожиданной на первый взгляд развязки кроется в политических прецедентах престолонаследия, которые прочно закрепились в сознании жителей Московского княжества.
Завещание Дмитрия Донского
Кризис власти начался с противоречивых толкований потомками Дмитрия Донского его духовной грамоты. В 1389 году перед смертью победитель Куликовской битвы без одобрения хана завещал главное Владимирское великое княжество своему старшему сыну Василию. В случае его смерти эта территория должна была отойти следующему по старшинству брату – Юрию Дмитриевичу Галичскому.
Но духовная не оговаривала возможности рождения у Василия Дмитриевича наследника, который появился на свет после смерти Дмитрия Донского. Поэтому когда Василий Дмитриевич умер, энергичный Юрий Дмитриевич стал претендовать на московский престол, опираясь на завещание отца. С формальной точки зрения он был прав; однако в Московском княжестве уже сложилась традиция передачи престола от отца к сыну. Были ли у галичского князя шансы на победу? Теоретически – да, однако консерватизм московского мышления взял свое.
Начало борьбы
В 1425 году умер Василий Дмитриевич. Московское боярство и митрополит Фотий провозгласили князем его малолетнего сына – Василия II. Однако Юрий Дмитриевич не признал прав племянника и не спешил ему присягать. В 1431 году противники отправились решать взаимные претензии в Орду. Юрий Дмитриевич ссылался на завещание своего отца – Дмитрия Донского. Что же оставалось делать стороне московского князя?
Можно было сослаться на исторический прецедент – традиционный порядок престолонаследия от отца к сыну. Но боярин Василия II выбрал другой, более банальный способ защиты – апелляция к воле хана. Эта угодливость пришлась по душе правителю Орды, и он отдал великокняжеский ярлык Василию II. Как вам такой поворот? Победителей не судят, но все же эта сцена не делает чести московской стороне.
Галичские князья против Василия II
Временное затишье продолжалось недолго. В 1433 году на свадьбе Василия II произошел скандал: мать-княгиня Софья Витовтовна в присутствии гостей сорвала драгоценный пояс с Василия Юрьевича – сына Юрия Галичского, объявив, что эта драгоценность ему не принадлежит. Это стало поводом для возобновления борьбы. Юрий Дмитриевич поддержал оскорбленного сына и выдвинул полки против племянника. В апреле 1433 году войско Василия II было разгромлено, сам он бежал, и Юрий Дмитриевич сел княжить в Москве, отдав согласно завещанию отца поверженному противнику в удел подмосковную Коломну.
Прошло немного времени, и к Василию II перебрались бояре и служилые люди. Как вы думаете, почему так произошло? Ведь Юрий Галичский был законным наследником и даже выделил удел племяннику в соответствии с духовной Дмитрия Донского. Но похоже, что москвичи боялись перемен и не хотели служить новому князю. Юрий Дмитриевич был вынужден оставить Москву. Но уже через год он снова нанесет поражение Василию II, опять возьмет столицу и перед смертью завещает ее сыну Василию.
Противостояние Василия II и Юрьевичей
В описываемой ситуации поражает неожиданное выступление Юрьевичей – Дмитрия Шемяки и Дмитрия Красного против родного брата. Оба заключили союз с Василием II, после чего Василий Юрьевич бежал из Москвы в 1436 году. Прошло 10 лет, и Василию II пришлось сражаться уже с Дмитрием Шемякой. Тот тоже занимал Москву и даже захватил в плен Василия, где приказал его ослепить (за что Василия II прозвали Темным).
Но население Москвы снова выступило за своего князя, который, заручившись поддержкой соседей, одолел Дмитрия Шемяку. «Великая замятня» окончательно закрепила статус московского князя как лидера Северо-Восточной Руси, хотя несколько раз он оказывался в безвыходных, казалось бы, ситуациях. Жизненный путь Василия Темного как будто опровергает тезис, что личность творит историю; получается, что иногда она становится победителем вопреки обстоятельствам. Как вы думаете, это проза жизни или исторический парадокс?
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))