Найти тему
Кирилл Максимов

Возможно Ту-334 был бы очень полезен в непростое время. История непостроенного самолёта

Оглавление

Недавно исполнилось 24 года первому полету крайне неудачной (по мнению западных аналитиков) модели российского авиалайнера. Ту-334 был узкофюзеляжным, двухмоторным реактивным самолетом, который компания рассматривала как преемника своего более старого самолёта Ту-134. Однако разработка остановилась, когда КБ Туполева (вместе с другими всесоюзными КБ) было преобразовано в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).

Картинка для обложки
Картинка для обложки

Десятилетие разработки

Известно, что планы по созданию авиалайнера - правопреемника Ту-134, появились еще в 1989 году, за целых 10 лет до первого полета самого самолёта. Первоначально компания нацелилась на довольно короткий срок: выпуск первого прототипа с турбовентиляторным двигателем планировалось начать к 1992 году, а в дальнейшем планировалось наладить выпуск самолёт с турбовинтовым двигателем (в первоисточнике стоит слово turboprop, что в англоязычной терминологии означает турбовинтовой самолёт, хотя на Ту-334 согласно тексту на "airwar" хотели установить турбовинтовентиляторные двигатели - то бишь: ТРДД с высокой степенью двухконтурности).

Ту-334
Ту-334

Преимущества самолета с турбовинтовентиляторными двигателями в том что они имеют преимущества обычных турбореативных двигателей, но при это гораздо более экономичны и могут при тех же топливных затратах поднимать больше грузов, следовательно самолёт можно расширять почти до невоорбразимых размеров: как например последнии модификации Боинг 777 или A350. Однако в конечном итоге Туполев решил разработать исключительно турбовентиляторные Ту-334 с двигателями "Прогресс Д-436".

Несмотря на то, что изначально планировалось выкатить самолет в начале 1990-х годов, распад Советского Союза помешал Туполеву довести до ума Ту-334. К середине десятилетия он дошел только до демонстрации прототипа. Был представлен макет, на котором отсутствовали многие ключевые системы самолета.

Двигатели Д-436
Двигатели Д-436

Технические характеристики

В конце концов, после десятилетия разработки, первый Ту-334 совершил свой полет 8 февраля 1999 года. На этом этапе у Туполева были большие планы на самолет, который был создан на базе Ту-204, но с меньшими размерами, что в особенности качалось фюзеляжа и крыла. Еще одно отличие заключалось в том, что у него были двигатели в хвосте, а не под крылом.

Большие планы Туполева на Ту-334 включали в себя ряд модификаций для различных целей. Стандартной серийной версией был бы Ту-334-100. Компания планировала разместить до 102 пассажиров в высокоплотной компоновке. В системе с двумя классами эта цифра упала бы до 72.

Компановка салона
Компановка салона

Самолёт имел длину 31,26 метра, он мог развивать крейсерскую скорость 820 км/ч. При этом его дальность полета составляла 3150 км. Что касается размеров, то размах крыла составлял 29,77 метра, а площадь 83,23 квадратных метра. Между тем, высота киля достигала 9,38 метра в высоту.

После консолидации в 2006 году, ОАК отдала предпочтение другим проектам, а не Ту-334.

Даже после того, как Ту-334 совершил свой первый испытательный полет, проблемы с бюджетом продолжали замедлять его разработку. Например, он не получил российский сертификат, даже пять лет спустя, так и прождав своего часа до 2003 года. Заказы на первые серийные машины поступали медленно, но стабильно: к декабрю 2006 года 7 авиакомпаний были заинтересованы в приобретении этого самолёта. По слухам, 24 авиакомпании чуть ли не подписали контракты на поставку в общей сложности 297 экземпляров.

Один из первых лётных прототипов Ту-334
Один из первых лётных прототипов Ту-334

К 2008 году уже около 100 авиакомпаний в России и странах СНГ проявляли интерес к Ту-334. Примерно в это же время официальные лица в ОАК говорили, что концерн все же намеревается начать серийное производство к началу 2009 года. Однако, когда рационализация различных российских производителей привела к созданию более широкой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), новая группа отказалась от дальнейшего развития Ту-334, а тем более его поддержки. Возможно, это был бы прекрасный самолёт, но компания сделала упор на выпуск другого, более перспективного российского самолёта: MC-21.

Ту-334 на вечном приколе
Ту-334 на вечном приколе

Что вы думаете о Ту-334? Хотели бы вы, чтобы этот самолёт достиг полномасштабного производства и поступил в коммерческую эксплуатацию? Дайте знать в комментариях.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.