Легендарный скоростной поезд ЭР-200 не ходит с 2009 года, но до сих пор живет в памяти! Еще бы – ведь это был единственный советский скоростной поезд. Интересно, что стало с ним и сохранились ли его вагоны. Отправимся на поиски.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.
ЭР-200 расшифровывается как «электропоезд рижский», а 200 – это его скорость. За годы эксплуатации – с 1984 по 2009 – он совершил почти три тысячи рейсов и перевез 1,3 миллиона пассажиров.
На смену ЭР-200 РЖД закупили «Сапсаны», время в пути которых, в среднем, мало отличается от того, что показывал советский поезд.
В 1973 году в Риге был построен первый поезд ЭР-200. Он состоял из 14 вагонов: двух головных и 12 промежуточных. Вскоре стало понятно, что это неудобно, потому что если промежуточные можно было отправлять на ремонт, уменьшая составность поезда, то головные были незаменимы. В 1988 году были изготовлены еще два головных вагона – запасных.
В начале 1990-х был выпущен второй состав ЭР-200, который состоял из 12 вагонов: двух головных и 10 промежуточных. Таким образом в общей сложности было построено 14+2+12=28 вагонов, из которых шесть головных и 22 промежуточных.
Итак, смотрим, что осталось от составов.
От первого состава ЭР-200 четыре вагона сохранились в Музее железных дорог России в Петербурге и еще два вагона (включая дополнительный головной) – в Москве.
Московский музей РЖД на Рижском вокзале уже закрыт. Его переносят в Лихоборы. Но в Лихоборах он не заработал и сроки непонятны.
Второй запасной головной вагон от первого состава передан в Поволжский музей железнодорожной техники в Самаре. Там хранятся еще три вагона от второго состава.
Еще по пять вагонов от второго состава хранятся в Новосибирске (в музее железнодорожной техники на станции Сеятель) и в Екатеринбурге на базе запаса Дружинино.
Остальные вагоны распилили в Петербурге на Октябрьском вагоноремонтном заводе.
Хорошая новость, однако, в том, что сохранены все типы вагонов всех составов (моторные, прицепные и головные). Другое дело, что никто восстанавливать поезд уже не будет. Нет комплектующих, нет многих заводов, которые их выпускали, да и состояние вагонов такое, что до перевозки пассажиров их никто не допустит.