В кабинет шефа французской полиции Сюртэ Горона вошла миловидная незнакомка. Позже он охарактеризовал ее как молоденькую девушку, но у которой «порок уже проступал сквозь кожу». Вошедшая выглядела неуверенно и даже потеряно. "Габриелла Бомпар", – представилась она. Горан встрепенулся, ведь перед ним была одна из самых разыскиваемых женщин Франции. Одни считали ее просто незадачливой куртизанкой, другие – хладнокровной соучастницей в убийстве. Пресса того времени любила подобные дела, поэтому внимание к этому запутанному преступлению было не меньше, чем к прошедшей недавно в Париже всемирной выставке.
27 Июля 1889 года в Парижскую полицию обратился некий Ландри с заявлением о пропаже своего родственника, который в силу легкомысленного характера "мог быть втянут в какую-нибудь авантюру". Судебный исполнитель Гуффэ – вдовец 49 лет от роду, далеко не красавец, в результате перенесенного в юности заболевания немного хромал, но при этом отличался любвеобильностью и одновременно имел больше 20 любовниц. Вероятно, у одной этот Гуффэ и "потерялся", отмахнулся от визитера комиссар. Однако Дон Жуан так и не нашелся, и Гуффэ все-таки начали искать. В конце июля за дело взялись сам Горон и следственный судья Допфэ. Опрос некоторых установленных любовниц ничего не дал. Кто-то упомянул, что за пару дней до этого пропавшего видели в компании некого проходимца по фамилии Эйро. Но допросить его не представлялось возможным, потому что тот тоже пропал. В конторе Гуффэ было найдено 18 сгоревших спичек возле сейфа. Консьержка показания давала путанные. Мол, ночью прошел мимо человек со своим ключом, думала, это Гуффэ, а когда он направился назад, показалось, что не он, но лица она не рассмотрела. Судя по спичкам, ночной гость хотел вскрыть сейф, но не смог этого сделать. На этом улики иссякли.
Параллельно с опросами свидетелей Горан изучал все сообщения о найденных неопознанных телах. Однако за все время был найден лишь один неизвестный, и тот в окрестностях Лиона, примерно через пару недель после пропажи любвеобильного парижанина. На всякий случай Горан сделал запрос коллегам, но ответ из Лиона был неутешительным. Совпадало только примерное время смерти. Тело прибило к камышам в реке, из-за влаги и летней жары оно сильно пострадало. Гуффэ имел каштановые волосы, а неизвестный, судя по отчетам экспертов, был брюнетом, а главное, первый был 180 см ростом, второй – 170. К тому же у местной полиции были подозреваемые – трое прохиндеев, которые, правда, вину свою отрицали. Местные стражи правопорядка также вскользь упомянули о другой прибрежной находке – обломках большого странного сундука, который мог не иметь к покойному отношения. На сундуке был обрывок квитанции, на которой можно было прочесть, что отправили груз из Парижа в Лион 27 июля, а какого года – уже не разобрать. И все же мрачная находка не давала Горану покоя, и дата на сундуке тоже, ведь в этот день Гуффэ и пропал. Горан отправился в Лион.
На месте Горан пришел к выводу, что лионская полиция искала убийц не слишком ретиво. Обвиняемых задержали со слов местного кучера, который якобы вез похожий сундук, но он утверждал, что делал это в другой день и в итоге сам попал под подозрение. После допроса с пристрастием кучер признался, что уже имел проблемы с законом и думал, что если он даст какие-нибудь интересные для полиции показания, к нему станут лучше относиться, а в итоге запутался в показаниях, а описанные преступники подвели оказались похожи на реальных людей. Если местная полиция не могла разобраться с показаниями, то и медицинская экспертиза доверия не вызывала. В итоге Горан уговорил Допфэ согласиться на эксгумацию, а в качестве эксперта пригласить более компетентного лионского профессора Александра Лакассаня.
Лассань начинал как военный врач, а в итоге оказался гениальным криминалистом и стал одним из отцов-основателей судебной антропологии. Помимо прочего он придумал инновационный метод установки роста жертвы, если от нее остались лишь кости. Для этого он исследовал стандартные пропорции человека и высчитывал рост жертвы исходя и длины некоторых костей. Он также впервые додуматься определять время смерти и вероятность перемещения тела по трупным пятнам. Также он придумал идентифицировать оружие по следам на пуле. Лакассань пришел к выводу, что рост жертвы 178 см. Опрошенный портной пропавшего Дон Жуана подтвердил, что рост его клиента был 178 см, а родственникам тот просто слукавил, накинув себе пару см. Но главное, убитый хромал. Более темным цвет волос оказался по весьма прозаичной причине – за время лежания в камышах они просто стали грязными. Причина смерти – удушение. В итоге 22 ноября газеты оповестили читателей: неизвестный в Лионе опознан, и это Гуффэ.
После опознания бренного тела Гуффэ полиция решила детальнее изучить сундук и попробовать установить его владельцев. Для этого из обломков попытались восстановить его первоначальный вид, выставили в морге и объявили награду за полезную информацию. Надо заметить, что в то время отношение к смерти и покойникам было несколько иным. В городских моргах иногда выставляли на всеобщее обозрение неопознанные трупы, вдруг кто-то все же узнает их. Криминальная хроника при ограниченном количестве иных развлечений привлекала повышенное внимание, а уж запутанное убийство тем более. Прийти в выходной день в морг поглазеть на мертвецов было обычным явлением. А если за опознание еще и денег давали, то ажиотаж был велик. И сундук действительно опознали. Оказалось, что он привезен из Лондона. Продавец сундука припомнил покупателей – вроде бы отец и дочь, но родственная связь показалась ему сомнительной, как и названные имена. Но у продавца и покупателей нашлась общая знакомая. Женщина, когда-то переехавшая в Англию из Франции, рассказала полиции, что таинственная парочка – ее бывший любовник Мишель Эйро и его новая любовница Габриелла Бомпар. Пазл сложился. Один из предполагаемых убийц в поле зрения полиции уже попадал.
Мишель Эйро родился в Сент-Этьене 30 марта 1843 года в семье купцов. Когда ему было 2 года, родители переехали в Испанию, поэтому Эйро бегло говорил по-испански. Позже он вернулся на родину. Он дважды поступал во французскую армию, но в 1869 году дезертировал из экспедиционного корпуса в Мексике. Бывший Капрал Эйро предпочел зарабатывать деньги мошенничеством. Фирменный стиль – познакомиться с доверчивым богачом, подбить его на открытие совместного дела, потом искусственно обанкротить фирму и сбежать с деньгами. В 1870 году он женился на 19-летней девушке, но муж из него оказался никудышный, жена не стала жить с человеком, который ей изменяет, да еще и поколачивает. Как ни странно, при неказистой внешности и скверном характере Эйро пользовался успехом у женщин. На момент преступления его спутницей жизни была Габриелла Бомпар.
Известно про нее немного. Она была четвертым ребенком в семье небогатого молочника из Лилля, в 13 лет осталась сиротой, ее выгнали из четырех учебных заведений. По ее словам, в детстве некий злоумышленник ввел ее в состояние гипноза и надругался над ней, и это якобы привело к тому, что она с подросткового возраста стала оказывать мужчинам неподобающие услуги. С Гуффэ ее свел Эйро, а тот в свою очередь познакомился с успешным юристом, когда банкротил очередное предприятие. На момент установления личностей преступников те уже успели выехать в США. Как оказалось позже, за океаном их пути разошлись.
Далее ход событий был необычен. Сначала в полицию пришло отправленное из-за границы письмо Эйро. В нем он утверждал, что убийство совершила коварная мадмуазель, а он лишь невольный свидетель. А в 1890 году в полицию явилась сама Бомпар, и ее версия была совершенно иной: коварный любовник под гипнозом приказал ей соблазнить его знакомого и заманить его на квартиру. Новый кавалер, богатый американец, веривший в невиновность возлюбленной, уговорил девушку сдаться, чтобы успеть свалить всю вину на Эйро. Однако под давлением следствия картина преступления, наконец, была установлена. Эйро узнал, что Гуффэ получил крупную сумму денег. Чтобы эта сумма перекочевала в его карман, он подговорил знакомую жрицу любви пригласить известного сластолюбца в гости. Софа, на которую она должна была завлечь кавалера, стояла рядом с дверью в другую комнату, где притаился подельник. Мадмуазель кокетливо накинула Гуффэ на шею пояс от халата на шею, и Эйро использовал его как удавку, а когда жертва стала сопротивляться, Эйро довершил дело руками. Позже преступники утверждали, что изначально убивать ловеласа не собирались и планировали отделаться угрозами и шантажом, но тот стал оказывать сопротивление. Правда, это плохо согласуется с предыдущими приготовлениями. Тело погрузили в сундук и вывезли поездом в другой регион. Сундук оказался слишком тяжелым, поэтому его бросили по дороге, да и содержимое далеко увезти не получилось. Эйро все-таки был прирожденным аферистом, а не убийцей, и опыта в сокрытии подобных улик не имел. Самое "обидное" для преступников было то, что сейф открыть так и не получилось.
Коварную мадмуазель арестовали. В тот же год в Гаване задержали и Эйро. Судебный процесс вызвал небывалый ажиотаж. Спекулянты продавали билеты в зал судебных заседаний дороже, чем на модные театральные премьеры. Газеты пестрели всеми подробностями, включая самые пикантные.
В тот же год Эйро отправился на гильотину. Подельницу приговорили к 20 годам каторжных работ, которые она должна была провести в одной из французских тюрем. На свободу она вышла досрочно в 1905 году. История имела последствия не только для непосредственных участников преступления. С одной стороны она надолго вошла в местный фольклор, и по ней даже ставили пьесы.
Но было и другое важное последствие. Это дело вошло в историю криминалистики, потому что в расследовании принимал участие легендарный Лассань, и это стало первым широко известным случаем использования некоторых новых технологий при опознании человека, в том числе успешного расчета роста по отдельным костям скелета. Позже этот ценный опыт помог в раскрытии других преступлений.
Другие криминальные истории из прошлого
Почти английский детектив. Преступления, о которых трубили газеты 19 века
"Невесты в ванне". Агату Кристи вдохновил этот сюжет
Мрачная история в Эдинбурге
Английский детектив. Громкое дело пропавшей артистки
Мрачная картина со скандальной предысторией
Колдуны-отравители. Самое громкое дело эпохи короля-солнца
Славная жизнь и бесславная смерть фельдмаршала
Таинственное исчезновение изобретателя
Мрачная история «Аубинского зверя»
"Замок убийств"
Как сложилась судьба нацистских преступниц
"Сжигатель ведьм" и его тюрьма
Загадочное происшествие в Страсбурге
Как воровали до революции. Некоторые способы применяются и сейчас
Были ли доеволюционные полицейские взяточниками?
Скопцы. Самая мрачная секта дореволюционной России
Гарем архимандрита Зосимы. Скандальный процесс в дореволюционной России
Литературно-театральное убийство. Громкое преступление 19 века
Как в 18 веке крестьянка английских врачей тролила
Самое громкое убийство в британской истории
Удивительная история египетской Маты Хари
Арабская танцовщица, нацистская шпионка
Легко ли отделался Раскольников? Наказания убийцам в дореволюционной России
История о том, как Некрасова обиженный убийца на дуэль вызвал
Откуда пошли слова "фраер" и "кипиш"
Громкая дуэль и ее последствия
От политических дебатов до дуэли
"Место встречи изменить нельзя". Интересные детали
#история #преступники #преступление #франция #19век